Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Глава 5.
Тактика сопровождения клиента
 
5.1. Противник готовится:
Можно условно разделить преступников на три категории:
- ситуационные, то есть готовые взять то, что плохо лежит и обидеть слабого; они мало отличаются от воров, хулиганов и грабителей, действую- щих только в благоприятной для себя ситуации, когда почти гарантирована безнаказанность в случае провала затеи; для защиты от этой публики дос- таточно одного телохранителя;
- профессионалы разных уровней, так или иначе планирующие и подготав- ливающие преступные действия;
- наемники, которые за совершение преступлений получают плату от за- казчика, - эти наиболее опасны и могут находиться в ближайшем окружении клиента.
Лица последних двух категорий начинают подготовку с информацион- но-разведывательного этапа; будьте готовы своевременно заметить его признаки:
- посещение офиса или квартиры клиента людьми, которые не вполне со- ответствуют тем, за кого себя выдают, либо высказывают странные просьбы и предложения;
- проявление чьего-то интереса к распорядку дня клиента, членов его семьи и офиса, а также к его охране;
- попытки устроиться на работу в фирму клиента лиц с сомнительным прошлым;
- выявление слежки или наблюдения за жильем и офисом, в том числе из подолгу простаивающих поблизости автомашин с людьми внутри;
- извещения из домоуправления, органов местной власти, отделов фирмы и отдельных сотрудников о том, что кто-то, в особенности из числа крими- нальных элементов, пытался получить информацию о квартире или фирме кли- ента;
- фото - и видеосъемка клиента, его сотрудников и помещений незнако- мыми лицами (не журналистами);
- выявление фактов прослушивания телефонных разговоров;
- факты порчи или кражи с охраняемых объектов элементов охранной и пожарной сигнализации;
- следы того, что производилось снятие слепка с ключей или обнаруже- ние пропажи запасных ключей от чего-либо;
- обнаружение тайнописи среди бумаг сотрудников (в мусоре), либо иносказательные разговоры, указывающие на применение конспирации кем-то из сотрудников.
Второй этап подготовки преступления называют созданием условий для реализации преступного замысла. На эту деятельность преступников указы- вает следующее:
- обнаружение в офисе или поблизости тайника;
- обнаружение приготовлений к проникновению на объект: заранее привя- занная к крыше веревка, приставленная к ограде бочка, спрятанная в кус- тах складная лестница, взломанная дверь черного хода, разогнутые прутья, вырванные доски, выдолбленные кирпичи и плиты, откушенная ножницами сет- ка в ограде;
- обнаружение веществ, сбивающих со следа собак;
- факты приобретения или кражи людьми с сомнительным прошлым газосва- рочного оборудования;
- встречи уволенных сотрудников и охранников с криминальными элемен- тами;
- угрозы в адрес клиента с требованием поделиться (иначе 'возьмем са- ми! ');
- задержание посторонних на объекте или попытки их проникновения сю- да;
- факты неожиданного обесточивания объекта;
- участившиеся телефонные звонки 'ошибшихся' номером;
- разбивание стекол в окнах и дверях объекта;
- отработка где-либо действий, напоминающих действия по проникновению на объект;
- повреждение автомобилей сотрудников и охранников клиента;
- 'ложные' срабатывания сигнализации, которые должны вызвать у охран- ников стремление отключить ее вовсе; всякий раз необходимо докапываться до причины такого срабатывания, искать посторонние подключения и предме- ты;
- драки подозрительных субъектов вблизи объекта, - это может делаться для отвлечения внимания охранников и даже вовлечения их в борьбу;
- признаки контактов сотрудников клиента с преступной средой.
Третьим этапом деятельности преступников является реализация преступ- ного замысла. Ее признаки:
- отвлекающие записки охранникам типа 'Срочно приезжай, забыла клю- чи', 'Катя отравилась' и тому подобные призывы к оставлению работы, при- чем могут использоваться бланки судебных и иных повесток; частые теле- фонные звонки, в том числе с угрозами сотрудникам и охранникам;
- обращение к охранникам и сотрудникам людей с неубедительными или подозрительными просьбами о помощи; особое подозрение подобные отвлекаю- щие действия должны вызывать в моменты выезда (въезда) с объекта автот- ранспорта;
- приближение к объекту пеших или моторизованных людей подозрительной наружности, их угрожающее или выжидающее поведение;
- взрыв, пожар, загазованность, задымление объекта, исчезновение те- лефонной связи, отключение света, а зимой обогрева;
- наружное наблюдение за охраняемым объектом и отдельными сотрудника- ми;
- появление близ объекта подозрительных личностей без документов, в милицейской, железнодорожной или другой униформе, изображающих деловую активность без видимой на то причины;
- для отвлечения внимания охраны и распыления ее сил преступники мо- гут похитить кого-то из руководителей или их близких;
- с той же целью преступники устраивают дорожно-транспортные проис- шествия с руководителями и их близкими вдали от объекта; вариант - воз- никновение серьезной технической неполадки в автомобиле, ситуация, когда одному из охранников нужно бросить объект и мчаться на выручку с необхо- димыми для ремонта деталями;
- подозрение должен вызвать и факт удаления одного из охранников на- парником: 'Сходи за сигаретами, я один подежурю: ';
- срабатывание сигнализации и особенно ее скорое отключение (преступ- ники проникли на объект и разобрались, как выключить ревущую сирену);
- признаки проникновения на объект - подпиленные замки и решетки, приоткрытые двери, сорванные пломбы, вырванные из забора доски, свежие следы на газонах вдоль огражденного периметра;
- появление вблизи объекта представителей преступной среды;
- нападение на охранников и сотрудников, забрасывание их взрывпакета- ми, газовыми гранатами, обстрел.
5.2. Обязанности телохранителя
Телохранители в рабочее время находятся на постах. Пост - порученный вам участок работы, на котором вы должны обеспечить установленный дого- вором и инструкциями руководителя (клиента) режим охраны.
На посту телохранитель обязан:
- в случае, когда обстоятельства неодолимой силы мешают вовремя при- быть на службу, предупредить об этом клиента или руководителя охранной команды (хотя бы только для этого необходимо всегда иметь при себе мо- бильный телефон);
- поинтересоваться у сменщика здоровьем клиента и обстоятельствами прошедшего дежурства;
- при приеме смены обратить внимание на наличие средств пожаротуше- ния, исправность сигнализации, запоров, средств связи;
- при наличии недостатков, серьезно затрудняющих охрану, известить руководителя охранной команды или самого клиента; принять меры к устра- нению недостатков (вызов ремонтного персонала, приобретение сломавшихся деталей:);
- во время дежурства неотлучно находиться на своем посту (рядом с клиентом, за рулем его автомобиля, на КПП, в штабе охранной команды, на обходном посту), вести наблюдение и следить за исправностью сигнализа- ции; сон на постах запрещен;
- при срабатывании сигнализации сообщить руководителю или в ОВД;
- установить причину срабатывания сигнализации, но не принимать мер по задержанию преступника, если это ослабит охрану клиента (его имущест- ва);
- при контроле доступа к клиенту или на объект внимательно проверять документы, - не дайте себя одурачить красной корочкой, похожей на про- пуск, сличите фотографию с оригиналом; зарегистрировать посетителей в журнале, если это предусмотрено режимом охраны;
- не отключать самовольно сигнализацию, не передавать охрану даже близким родственникам, не открывать окна и двери, не опечатывать и не пломбировать помещения и грузы, а также не срывать печати и пломбы;
- пытаться задержать преступника и обеспечить охрану места происшест- вия (кражи, нападения:) и улик до прибытия милиции;
- установить свидетелей происшествия, они могут пригодиться в том числе и вам для оправдания своих действий.
Если вам удалось правильно спланировать охранные мероприятия, это даст 95-98% успеха. В остальных непредусмотренных 3-5% случаев клиента должны спасти ваши бдительность и рефлексы.
5.3. Стиль охраны
Поступая на работу, выясните, какой стиль охраны предпочитает клиент. Охрана может быть мягкой и жесткой. Если речь не идет о клиенте повышен- ного риска, первый вариант гораздо лучше. Попытайтесь убедить в этом клиента, если он придерживается противоположного мнения. Телохранитель или телохранители при мягкой охране ничем не выделяются из окружения клиента. Лучше всего, если посторонние будут принимать вас за коллегу клиента. Люди ведут себя более раскованно, когда не ощущают на себе взгляд вооруженного охранника. Одевайтесь и держитесь соответственно, - так, чтобы нельзя было определить истинное ваше место в команде. Ничего не поделаешь: придется накупить одежды, похожей на ту, в какой ходит шеф. Телохранитель, которого противник не знает в лицо, - особенно эф- фективен. Слившийся с окружением телохранитель имеет меньше шансов по- гибнуть от первой пули киллера. Утром клиент бежит в соседнюю школу на спортплощадку, - и вы рядом. В отпуске клиент управляет яхтой, - и вам следует этому научиться. Заодно освойте 'искусство светской беседы', а вернее, пустопорожней болтовни. При этом совсем не обязательно всерьез интересоваться политикой или кино. Чтобы не попасть впросак, регулярно читайте газеты. Чтение местной газетки дополнительно к центральной поз- волит вам лучше представлять обстановку и возможные опасности в населен- ном пункте, в котором вы с клиентом находитесь: забастовки, демонстра- ции, съезды:
Жесткая охрана осуществляется демонстративно. На отдельных постах те- лохранители могут находиться в 'камуфляжной' или иной униформе и в отк- рытую поддерживать между собой связь по радио. В непосредственной бли- зости к клиенту необходимы строгий костюм с галстуком и начищенные туф- ли. Оружие лучше все-таки спрятать под пиджак, чтобы не нервировать партнеров клиента и не давать повода для придирок милиции (даже в слу- чае, если имеется разрешение на ношение оружия). Телохранители не скры- вают того, что ищут опасность и готовы нейтрализовать ее. Неприятель должен убедиться, что получит жесткий отпор: пускай найдет добычу полег- че. Профессиональная жесткая охрана оказывается бессильна разве что пе- ред террористами-самоубийцами. Мягкий стиль в работе с клиентами повы- шенного риска недопустим: клиент покажется доступным, беззащитным, и мягкая охрана, по существу, лишь спровоцирует нападение (теракт).
Мысленно очертите вокруг клиента две концентрические окружности ради- усом 1,5 и 3 метра. Затем раскрасьте мысленно пространство в радиусе 1,5 метров красным, 1,5-3 метра желтым, а остальное - зеленым цветом. Полу- чился своеобразный концентрический светофор. Субъекты, находящиеся в зе- леной зоне, вызывают у вас состояние контролируемой тревоги, - нор- мальное состояние телохранителя. Вы в любой миг твердо знаете: опасность рядом, ее надо предотвратить. Перемещение кого-либо из зеленой зоны в желтую - сигнал к действию, ведь осталось уже меньше полутора метров до запретной красной зоны. Всякий, переступивший границу красной зоны, рассматривается как дезавуировавший себя противник. Красная зона - зона интимная, куда посторонние категорически допущены быть не могут, пос- кольку расстояние в 1,5 метра - расстояние рукопашного боя. Огнест- рельное оружие с такого расстояния даже из неумелых рук бьет без прома- ха. Рассматривайте каждого субъекта в желтой зоне как потенциального на- рушителя границы красной. За пределами трехметровой желтой зоны находят- ся ее потенциальные нарушители.
Вы можете применять как мягкий, так и жесткий стили охраны в зависи- мости от ситуации, вперемежку. Помните лишь, что мягкий стиль в большинстве случаев предпочтительнее, и старайтесь не демаскировать се- бя.
5.4. Охрана командой
Число телохранителей при данной персоне определяют, исходя из сущест- вующего уровня угрозы. Если человеку никогда не угрожали и он лишь по- дозревает, что его могут обокрасть или ограбить, вполне достаточно одно- го профессионала, чтобы ничего подобного не случилось. Деятельность те- лохранителя-одиночки весьма многогранна: часто он превращается в помощ- ника на все случаи жизни. Нередко одиночка вынужден оставлять клиента, доверяясь окружающим, - например, когда необходимо выехать для предвари- тельного осмотра места деловой встречи или товарищеского ужина. В таких случаях нужно по крайней мере обеспечить возможность клиенту подать сиг- нал тревоги и оставить его за надежной дверью среди надежных людей. Мо- бильный телефон - самое простое средство никогда не терять связи с кли- ентом. В ситуации с низким риском телохранителю и клиенту бывает даже полезно отдохнуть друг от друга. Для одиночки возрастает важность кон- тактов с коллегами из других охранных команд, - обмен информацией изба- вит вас от дополнительных хлопот и позволит реже оставлять клиента одно- го.
Все же не забывайте, что прежде всего вы телохранитель.
Вряд ли одиночка защитит человека, на которого ведется целенаправлен- ная охота. Поп-звезде нужно гораздо меньше охранников, чем президенту корпорации или страны: вероятность покушения на жизнь звезды несоизмери- мо ниже. Убийство Джона Леннона - событие уникальное; убийство ямайского певца Боба Марли совершено по политическим мотивам. А отлично, казалось бы, охраняемых президентов США убито трое плюс совершено множество поку- шений, в том числе сравнительно недавно на Рейгана и на Картера. В июле 1998 г. очередной маньяк пытался прорваться в конгресс США и застрелил двух полицейских. В России то и дело гибнет кто-то из видных предприни- мателей. Клиентов такого рода называют клиентами повышенного риска, и в одиночку провести все необходимые для них охранные мероприятия невозмож- но. Это простое и очевидное правило: с повышением вероятности опасности должен повышаться и уровень защиты.
Если угрозы и даже нападения уже имели место, оценивают их серьез- ность и вероятность повторения; на этой основе рассчитывают численность охранной команды. Как минимум, понадобится второй телохранитель: один при клиенте, другой - на предварительных осмотрах и подмене первого. Для круглосуточной посменной охраны в идеале требуется 4 телохранителя, хотя в конечном счете все определяется наличием у клиента средств на охрану. Члены четверки могут работать сменами по 8 или 12 часов. В ситуации очень высокого риска таких четверок может быть две и больше, причем в форс-мажорной ситуации (например, в случае дальней поездки, которую не удалось сохранить в тайне) телохранители работают без выходных. В от- сутствие руководителя охранной команды его функции переходят к руководи- телю данной смены.
Пространство вокруг клиента повышенного риска вне пределов желтой зо- ны (в радиусе свыше 3 м) - не просто единая зеленая зона, она дополни- тельно поделена на ближнюю, среднюю и дальнюю. Снайпер может находиться в километре от клиента повышенного риска; смертник, увешанный взрывчат- кой, может замкнуть концы детонатора в 10 метрах от такого клиента. Гра- ната может прилететь из гранатомета, расположенного на расстоянии 350 метров.
Работать в команде и легче и сложнее. Ответственность за клиента распределяется на всех. Можно почти не беспокоиться за свой тыл. Есть надежда, что когда вы проморгаете опасность в своем секторе наблюдения, ее заметит тренированным боковым зрением коллега, отвечающий за соседний сектор, хотя в принципе отвлекаться от своего сектора не рекомендуется. Систему охраны можно продумать всей командой: ум хорошо, а несколько умов еще лучше. Даже такое рутинное дело, как вход клиента в дом, вдвоем обеспечить куда удобней: один телохранитель предварительно осматривает лифт и подъезд и подает сигнал вам, что можно (или нельзя) ввести клиен- та.
В команде существует риск несогласованных действий: чем больше состав команды, тем выше этот риск; лучше всего управляются группы людей из 5-6 человек. Удачливого предпринимателя (не слишком крупного) в Москве охра- няют обычно 23 человека, которые меняются в течение суток. Помимо от- ветственности за клиента появляется ответственность за коллегу: прикры- вая клиента, телохранители прикрывают и друг друга.
В охранной команде от сотрудников часто требуется взаимозаменяемость, и телохранитель должен уметь быстро перестраиваться с одной работы (не- посредственная близость к клиенту) на другую (пост на входе в офис). Вы должны твердо знать обязанности на всех постах и обязанности руководите- ля команды. В футболе индивидуальное мастерство не важнее, чем игра в пас; в охранной команде также приходится находить общий язык со всеми ее членами. Не следует излишне суетиться, взваливая на себя то, что поруче- но не вам. Недопустимы ссоры и стычки между членами команды, - по край- ней мере, в рабочее время. Если вам не нравится коллега, профессионально выполняющий работу, относитесь к нему хотя бы с уважением. Члены команды в любой ситуации должны работать слаженно.
Применение средств связи (воки-токи, условные слова, мимика, жесты) отвлекает внимание. Существует риск перепутать условные слова, в ре- зультате действия телохранителей рассогласуются. Еще выше риск подобной ошибки в экстремальной ситуации. Поскольку клиента повышенного риска ох- раняют круглосуточно, команд несколько. На случай перехода телохраните- лей из одной команды в другую необходимо позаботиться о том, чтобы все средства связи использовались во всех командах единообразно. Скажем, те- лохранитель, увидевший опасность, надевает шляпу или произносит безобид- ную фразу ('Опять дождь собирается').
Объясните клиенту, что он не должен передвигаться в одиночку: в окру- жении охранников это в любом случае безопаснее. Снайперу труднее прице- литься, группе захвата труднее пробиться к вашему клиенту. В многочис- ленной охранной команде нуждаются не только клиенты повышенного риска, но и многие фирмы. В первую очередь речь идет о борьбе с промышленным шпионажем и защите коммерческих тайн. Структура охранной команды может быть различной. В одном из распространенных вариантов она состоит из 4 уровней с числом сотрудников 2-15 в каждом.
I уровень охраны составляют телохранители, находящиеся в непос- редственной близости к клиенту. Кому-то из них обычно поручают также ох- рану грузов и помещений. II уровень обеспечивает техническую защиту: сигнализацию, недоступную для подслушивания связь, кодирование электрон- ных и обычных документов, поиск ВУ, бронирование автомобиля. III уровень составляют секретчики: они препятствуют доступу в фирму посторонних, контролируют соблюдение сотрудниками секретности. IV уровень занимается оперативной контрразведывательной работой: собирает информацию о вероят- ных противниках, анализирует попытки кражи информации, реагирует на уг- розы конкурентов или бандитов.
Нередки ситуации, когда в одном месте собираются несколько клиентов со своими охранными командами. О таких мероприятиях, как правило, из- вестно заранее. Позаботьтесь о согласовании действий между разными ко- мандами и исключите соперничество между ними. На время мероприятия вы можете оказаться во временной связке с членом другой команды (к примеру, вы проверяете посетителей на предмет проноса ими оружия и взрывчатки). Это обстоятельство не должно отразиться на качестве исполняемой вами ра- боты. Если несколько клиентов объединились надолго для отдыха, инспекци- онной поездки или совместного проживания, действия всех охранных команд должны координироваться из единого центра.
Другая возможность сбоев и опасных накладок таится в рассогласовании между охранной командой и клиентом. Последний сообщит об изменении пла- нов тому телохранителю, который рядом, а до руководителя команды эта ин- формация может и не дойти. В этом случае виноваты будут оба: и телохра- нитель, и руководитель, но не клиент. Клиент воспринимает всех охранни- ков именно так, как и нужно: как членов одной команды. Между тем планы клиента - самая важная информация при отсутствии очевидной угрозы. При изменении планов команда прорабатывает свои действия в новых условиях и приступает к материально-техническому обеспечению безопасности.
Другое подспорье руководителю охраны - добрые отношения с ближайшим окружением клиента: именно в этом окружении вызревают планы. Но не пере- водите добрые деловые отношения в личные. Если в команде любовник секре- тарши и лучший друг зятя клиента, проку от такой охраны будет немного.
5.5. Штаб охранной команды
Работа командой предполагает наличие штаба, куда стекается вся инфор- мация и где проводятся инструктажи. Здесь постоянно дежурит охранник, опыта которого должно хватать на принятие решений в кризисных ситуациях. В поездке штаб размещается в автомобиле, в скромном гостиничном номере. Стационарный штаб располагается в неприметном помещении (лучше 1-й этаж или подвал) близ офиса или квартиры. Порой штаб маскируют под вечно зак- рытую контору типа 'Рогов и копыт': это дает возможность ударить неприя- телю в тыл при нападении на квартиру или офис. В штабе желательно иметь:
- средства связи с клиентом, милицией, пожарной службой, 'скорой по- мощью', близкими и офисом клиента, - то есть рацию с запасным питанием, телефон, и, возможно, пейджер;
- противогазы со своевременно замененными фильтрующими коробками или регенеративными патронами (в случае изолирующих противогазов);
- средства тушения пожара;
- средства оказания первой помощи;
- сборник постоянных маршрутов клиента со всеми вариациями, графики дежурств телохранителей по постам, планы охранных мероприятий, тетрадь текущей информации, телефонные справочники, результаты предварительных осмотров местностей и сооружений, которые клиент посещал в прошлом;
- запасная амуниция, боеприпасы;
- запасные ключи от офиса, гаража, автомобиля, квартиры, дачи клиен- та;
- все необходимое в поездке - переносные сигнализаторы, металлоиска- тель, блокиратор дверного замка (гостиничного номера), детекторы и глу- шилки для подслушивающих устройств;
- набор всевозможных инструментов и электропроводов;
- особо нужно выделить такие специфические предметы, как старые плас- тиковые карточки и пластмассовые вязальные спицы разных размеров, - пер- вые пригодятся при поиске натяжителей ВУ, а вторые - для обнаружения са- мих устройств, запрятанных в землю или обивку;
- на случай поиска взрывчатки пригодятся также несколько комплектов рабочей одежды (спецовки);
- пломбир и пломбы для опломбирования грузов, печать для опечатывания помещений;
- видеокамера или мгновенный фотоаппарат вроде 'Поляроида' для фикса- ции посторонних, проявляющих повышенный интерес к клиенту;
- канцелярские принадлежности;
- электрические фонари - как - обычные, так и гибкие, для осмотра скрытых от глаза мест при поиске ВУ;
- запасные батарейки к фотоаппарату и электрофонарям;
- складные легкие лестницы из дюраля очень пригодятся для поиска взрывчатки и чужих микрофонов;
- полезно иметь большую катушку красной ленты для того, чтобы поме- чать те или иные опасности (скажем, место обнаружения подозрительного предмета);
- портативный компьютер 'ноутбук', способный проработать несколько часов от встроенного аккумулятора. Такая 'игрушка' с легкостью будет сопровождать вас в поездках, и временный штаб в номере отеля мало станет отличаться от постоянного.
Полезно завести большой конверт или папку с именем каждого сотрудника охранной команды, куда этот сотрудник будет складывать отработанные до- кументы: схемы, счета, квитанции, записи наблюдений и тому подобные. Это позволит всем сотрудникам просматривать содержимое всех конвертов и быть полностью в курсе дел, не тратя лишних слов. Особенно это удобно для ру- ководителей смен и команды.
Не допускайте в штаб никого, кроме членов охранной команды! Обо всем, что находится и происходит в штабе, не должны знать посторонние. Возьми- те на заметку: штаб не является комнатой отдыха; телохранитель свободной смены не имеет права забредать в штаб, как в пивную, и отвлекать дежур- ного.
В штаб поступает информация о местонахождении и планах клиента, а также приказы руководителя команды. Если клиент вышел из дому, сообщение об этом поступает в штаб, и дежурный фиксирует время. Промежуточные со- общения могут передаваться и с маршрута ('Миновали площадь Новоселов'). Обязательно подтверждение того, что клиент добрался до места назначения. Если в предполагаемое время такое подтверждение не поступило, следует радиозапрос непосредственной охране: 'Почему задерживаетесь?' Если охра- на не отзывается, немедленно высылайте помощь. Подобные действия предп- ринимайте и в ситуациях, когда оговорены регулярные сеансы, связи: если телохранитель не вышел на связь в положенные 13:30, нужно немедленно ус- тановить причину (возможно, просто закончилось питание в рации).
Заведите порядок, при котором телохранители прибывали бы на свои пос- ты за 10 минут до начала смены, - это достаточный срок, чтобы освоиться в изменившейся за время отсутствия ситуации, узнать новости у сменщика и получить инструктаж от руководителя смены или команды.
В охранной команде обязательны еженедельные занятия по служебной под- готовке, в том числе отработка специальных приемов и навыков поведения в экстремальной ситуации, изучение новинок законодательства, спецтехни- ки: Руководителю важно позаботиться о внезапных проверках персонала на профессиональную пригодность: во-первых, это не даст угаснуть чувству контролируемой тревоги, вовторых, заставит телохранителей поддерживать хорошую физическую форму, а в-третьих, подготовит персонал к плановым и внезапным проверкам органов внутренних дел.
5.6. Охранные построения
При достаточном числе людей охватывайте клиента ромбом (рис. 1). Ве- дущий отвечает за передний сектор, замыкающий - за задний, а руководите- ли смены и команды - за левый и правый секторы соответственно. В толпе или при возникновении угрозы смыкайтесь, чтобы никого не впустить в во- ображаемый периметр ромба, не допустить попадания посторонних между вами и клиентом. В норме, однако, не нужно стеснять клиента: левый и правый телохранители держатся от него на расстоянии шага и чуть позади; ведущий и замыкающий идут на дистанции 2-3 метров. Замечает опасность обычно ве- дущий, так как нападают чаще спереди. Он сообщает в микрофон: 'Слева с ножом'. Фланговые охранники придвигаются к клиенту, тот пригибается, его эвакуируют в безопасное место. Ведущий с замыкающим определяют степень опасности и либо ликвидируют ее, либо участвуют в эвакуации. Если за противником не нужно гоняться, если он рядом, пытайтесь его разоружить, допросить. Но главное - избежать перестрелки, уберечь клиента.
Если телохранителей трое, обойдитесь без замыкающего: нападения сзади случаются реже всего. Задний сектор в этом случае поделите между фланго- выми телохранителями (рис. 2). При охране вдвоем займите места ведущего и одного из фланговых; вы ведете визуальное наблюдение за передним левым и задним правым секторами (рис. 3). Телохранительодиночка держится на месте руководителя команды; его сектор - это круг (рис. 4).
Подобные охранные построения применяются при пешем перемещении клиен- та из пункта А в пункт Б. Если вы охраняете знаменитость, которой взду- малось пообщаться на улице через оцепление с народом, требуется перест- роиться. Вы перестаете быть преградой, разделяющей людей и клиента, а последний демонстрирует свою демократичность, доступность простому люду (рис. 5). Теперь нужен глаз да глаз: опыт свидетельствует, что атаки в таких ситуациях случаются в непосредственной близости к клиенту, - иначе в толпе трудно прицелиться и тем более достать ножом. Гораздо чаще атак чересчур экзальтированные или тщеславные особы просто хватают за руки клиента и не хотят отпускать. Помогите клиенту освободиться, предвари- тельно извинившись за легкое силовое воздействие на руку поклонника. По-другому перестройтесь на приеме, когда к клиенту один за другим под- ходят гости, представляются, если они не знакомы, пожимают руку (рис. 6). Здесь работать гораздо легче, чем на улице: руки гостей на виду, да и контрольно-пропускной пункт (КПП), как правило, с гостями уже порабо- тал.
Другая ситуация, когда не подойдет ромбический строй, - передвижение по лестнице. Здесь ведущий отправляется бегом наверх (вниз) осмотреться, а на его место перед клиентом встает телохранитель с фланга. Лишь по сигналу ведущего ('Все нормально') команда сопровождает клиента наверх (вниз). Перед входом клиента в лифт ведущий также заменяется перед кли- ентом другим телохранителем, вызывает лифт и, убедившись, что все в по- рядке, входит внутрь. Это сигнал команде: она тут же следует за ведущим. Если что-то в лифте вызывает опасения, вызывают другой лифт или находят иное решение вплоть до временного отказа от спуска или подъема.
Для множества особых ситуаций нет готовых рецептов охранного построе- ния. В банкетном зале поведение телохранителей зависит от размера поме- щения, доступности входа в него случайного посетителя, наличия предвари- тельного контроля доступа (в том числе с помощью металлоискателя). Те- лохранители могут расположиться у всех дверей, ведущих в банкетный зал, и поддерживать связь между собой. Кто-то из телохранителей может сидеть в зоне банкета, другие при этом находятся в противоположных концах поме- щения. Всегда желательно, чтобы один член команды находился позади кли- ента.
Охрану 'цепочкой' осуществляют телохранителиодиночки, которые в одном лице предоставляют комплекс охранных услуг приезжим или тем, кто нужда- ется в охране кратковременно (периодически). Как правило, у них налажены связи с другими такими же одиночками, и охрана клиента осуществляется поэтапно: вы пробыли с клиентом весь день, довели его до номера гостини- цы, там сдали с рук на руки коллеге. Утром подхватите клиента и отвезете в аэропорт. В аэропорту назначения клиента встретит другой ваш коллега и так далее.
Одиночка часто живет случайными заработками, однако в этом есть и су- щественный плюс. Поработав несколько дней или недель, вы можете отдох- нуть, сбросить стресс, расслабиться. Работа постоянного телохранителя очень тяжела в первую очередь из-за необходимости непрерывно поддержи- вать в себе состояние контролируемой тревоги. Возьмите на заметку: не стоит браться в одиночку за охрану клиента повышенного риска. Тщательно вникайте в задание, которое вам предстоит выполнить: возможно, клиент попытается скрыть, что за ним ведется охота. Как для него, так и для вас такая ситуация смертельно опасна. Откажитесь от заказа, если заподозри- те, что клиент замалчивает какие-то существенные обстоятельства.
5.7. Оценка вероятной опасности
Клиента невозможно защитить от всего на свете; определите направле- ния, на которых его подстерегают наиболее вероятные опасности. Попытай- тесь смоделировать эти опасности. Проще это сделать, когда противник из- вестен. Возможно, клиент обратился за охранными услугами сразу после то- го, как на него 'наехала' конкретная банда. Однако охрану нанимают часто до возникновения непосредственной угрозы: состоятельные, влиятельные или известные люди рано или поздно начинают предполагать, что они могут выс- тупить в роли объекта для нападения. В любом случае начинайте собирать информацию, - либо о конкретной банде, либо о криминогенной обстановке в регионе в целом. В качестве источников используют в основном средства массовой информации (СМИ), - местные и центральные, а также личные связи в правоохранительных органах.
Изучайте СМИ самостоятельно. В форс-мажорной ситуации это, конечно, невозможно, но коли вы избрали охрану своей профессией, накапливайте сведения о всевозможных бандах в своей стране и за рубежом постоянно, год за годом: вам удастся собрать отличное досье: газетные вырезки, ви- деокассеты с записями характерных теленовостей и документальных фильмов, собственноручные записи: Журналисты, особенно из информационных агентств, часто имеют великолепные личные источники в криминальном мире и получают факты из первых рук. Еще большую пользу принесут ваши связи с правоохранительными органами. Если знакомых у вас там нет, придется их завести. Обратитесь с интересующими вас вопросами к начальнику районного отделения милиции, однако не делайте этого с бухты-барахты. Соберите сперва самостоятельно всю информацию, какую сумеете, и найдите кого-то, кто попросит вас принять и оказать содействие, иначе офицер милиции от- несется к вам настороженно и вы ничего не узнаете. Когда начальник уви- дит перед собой профессионала, он расскажет о местных бандитах столько, сколько вы никогда не узнаете иным путем.
Собирая информацию, старайтесь ответить на следующие вопросы:
- какова цель противника?
- опытен ли противник или это любитель?
- стеснен ли противник в средствах?
- готов ли противник идти до конца - оказаться в плену, получить ра- нение и даже быть убитым?
- какое противник может использовать оружие?
- насколько информирован противник о клиенте?
Неумелый, но охваченный лютой ненавистью противник может оказаться опаснее опытного врага, наслаждающегося жизнью. Если противник пользует- ся только короткоствольным малогабаритным оружием, можно обойтись без бронеавтомобиля. Если вы обнаружили радиожучок в офисе, проанализируйте вместе с клиентом, какой информацией овладел противник благодаря подслу- шиванию; предпримите меры, которые сделают эту информацию для противника бесполезной. Опыт разных стран свидетельствует, что бандиты и террористы обычно тщательно готовятся к преступлениям и накапливают колоссальные объемы информации о потенциальных жертвах. Вы знаете слабые стороны ох- раны клиента; узнал ли о них противник?
Вообразите себя на месте противника. Представьте, что перед вами одна из целей, которые могут стоять перед ним: ограбление, диверсия, похище- ние, убийство: В какой точке на маршруте клиента вы сумеете незаметно подобраться к нему на расстояние выстрела в упор? Как при этом отвлечь телохранителей? Как проникнуть к месту покушения незаметно для охраны? Как потом скрыться с места преступления?
Убедитесь, что клиент и его близкие не 'подставляются': не спят с открытыми окнами и балконами, не распахивают шторы, не 'сплавили' на да- чу собаку, не сообщают избыточной информации по телефону. Обратите осо- бое внимание на детей клиента: они не только представляют собой легкую добычу для преступника, но и могут служить источником информации. Объяс- ните детям, что нельзя ни о чем разговаривать с посторонними не только на улице, но и по телефону. Даже просьба пригласить к телефону кого-то из родителей перестает быть невинной, если родителей нет дома. Ребенок, порывистое существо, так и скажет: 'Папы и мамы нет дома'. Для преступ- ника это может прозвучать как приглашение. Научите детей отвечать иначе: 'Они сейчас заняты и не могут подойти к телефону. Перезвоните позже'. Или: 'Оставьте ваш номер, я передам папе, и он перезвонит, когда освобо- дится'. Если звонивший приступит к более обстоятельным расспросам, он легко запутает ребенка и выудит полезную информацию. Поэтому ребенок должен сразу прекратить разговор и не вступать в объяснения при последу- ющих звонках.
5.8. Секретность
У противника всегда есть преимущество: внезапность. Противник знает, когда ваш клиент выходит из дому, каким маршрутом следует на вокзал, ку- да поедет, - и выберет самое слабое место. Противник знает, кого ваш клиент обещал принять после обеда, - и попытается передать с ничего не подозревающим человеком какую-нибудь гадость (бомбу, отраву:). В ваших силах лишить противника его преимущества хотя бы отчасти. Относитесь к планам и расписаниям клиента, как к служебной тайне. Если жена клиента каждому встречному сообщает дату своего отъезда на Канары, ваши шансы проводить ее в аэропорт без приключений заметно снижаются. Если ваш кли- ент собирается продать квартиру, нужно, чтобы об этом знало как можно меньше людей: соответственно, меньше будут и шансы на то, что сразу пос- ле продажи на клиента будет совершенно нападение.
Объясните клиенту и его сотрудникам: нет ничего проще, чем подслушать разговор, который ведется с помощью обычного или сотового телефона. Если неизвестно точно, ведется прослушивание или нет, нужно всегда принять для себя худший вариант. Не более сложно перлюстрировать корреспонденцию и перехватывать сообщения, которые передаются посредством факсимильной и пейджинговой связи. Убедите клиента приобрести к этим аппаратам средства защитного кодирования электрических сигналов.
Убедите клиента и его близких никогда не произносить вслух без край- ней нужды адреса, номера телефонов и фамилии, даты и точное время приез- дов и отъездов, никому не описывать маршрутов, не обсуждать при посто- ронних и по телефону планов поездок. Никогда не называйте вслух конкрет- ные суммы денег, которые поступили на счет клиента или его фирмы: немало людей жаждет подобной информации. Настаивайте на том, чтобы ни клиент, ни его сотрудники не вели деловые разговоры (в том числе по телефону) в присутствии посторонних.
Попросите клиента обратиться на АТС с просьбой убрать из компьютеров справочной службы домашний и, если позволяет дело, рабочие телефоны. Эта простая мера затруднит доступ к шефу, по крайней мере, ленивых недобро- желателей. Также убедите клиента получать корреспонденцию на почте 'до востребования'. Этим вы сократите на одно звено (почтальон) доставочную цепочку и вместе с ней возможность перлюстрации писем. Учтите, что або- нентский ящик - средство ненадежное, его ничего не стоит незаметно отк- рыть любому человеку.
Исключите доступ посторонних в те помещения, где обрабатываются или хранятся секретные документы как в бумажной, так и в электронной версии. Секретные документы должны в отсутствие сотрудников храниться в их сто- лах под замком, а еще лучше в сейфах. Испорченные дискеты уродуйте до конца: вскройте пластмассовый корпус, извлеките гибкий диск, уничтожьте (сожгите, нарежьте). Приучите к этому других сотрудников и членов семьи клиента. Ненужные бумаги лучше всего сжигать. Посоветуйте клиенту приоб- рести аппарат для уничтожения бумаги. Труха, в которую такие аппараты превращают документы, не может быть прочитана. Следите, чтобы в мусор не попадали неизмельченные документы. Объясните, что к документам относится не только деловая, но и личная переписка: часто из нее можно почерпнуть ценнейшую информацию. Возьмите на заметку: использованная несколько раз копировальная бумага может быть прочитана!
Поскольку все эти простые соображения очень сложно донести до сотруд- ников, не имеющих отношения к безопасности, то либо проверяйте выносимый из офиса мусор, либо возложите на себя обязанность по уничтожению ненуж- ных бумаг. А чтобы сотрудники все-таки не забывали о секретности, убеди- те босса ввести систему наказаний для нарушителей режима.
Приучите их и к тому, чтобы в присутствии посетителей все документы, независимо от их секретности, лежали на столах текстом вниз. Здесь дол- жен выработаться автоматизм. Праздный человек даже без дурных намерений имеет обыкновение читать все, что попадает на глаза.
Убедитесь, что за помещениями офиса или квартиры невозможно вести наблюдение снаружи через окна, - даже с большого расстояния. Если вы об- наружите такую возможность, добейтесь замены стекол на зеркальные, уста- новки плотных жалюзи или штор. Специальное стекло может выдержать пулю, но пропустит внимательный взгляд и к бумагам, и к мониторам. Проследите, чтобы стол клиента не просматривался из окна; объясните клиенту, что ему не следует находиться возле окна, - по крайней мере, без надобности.
Пусть клиент посмеивается над вами, называет ваше стремление к сек- ретности манией или паранойей, оставайтесь непреклонны. Напомните, что самый опасный враг тот, которого не знаешь. Постарайтесь исключить дос- туп детей клиента и сотрудников к рабочим компьютерам. Ребенок может ис- пользоваться разведкой противника, сам о том не подозревая. Засекречи- вайте, по возможности, всю информацию о предполагаемых перемещениях кли- ента: от его любовных свиданий до времени и места деловых переговоров. Руководствуйтесь правилом: если можно промолчать, нужно промолчать. Люди слишком часто становятся жертвами собственной болтливости. Язык за зуба- ми держать проще и дешевле, чем обнаружить хитроумный подслушивающий 'жучок'.
Если вы располагаете информацией о готовящемся нападении, иногда по- лезно подтолкнуть противника. Во-первых, он может напасть недостаточно готовым; во-вторых, вы будете приблизительно знать время нападения и максимально подготовитесь к отражению, свяжетесь с милицией, укроете ценности. Такое подталкивание осуществляют с помощью дезинформации: пус- кают слух о прибытии крупных материальных ценностей либо слух о дате и времени поездки клиента.
5.9. Оперативное обеспечение
Оценив вероятность угрозы, оцените и свои силы: сумеете ли вы надежно защитить клиента? Хватит ли телохранителей, достаточно ли они подготов- лены и экипированы? Как укрепить слабые места в обороне при имеющемся бюджете? Готов ли клиент увеличить расходы на оборону? Иногда достаточно технических средств, например, установки ярких фонарей и видеокамеры, которая будет держать 'под прицелом' автостоянку. В других случаях нужно заменить некоторые двери и замки, ограничить число сотрудников, имеющих доступ к ключам. Иной раз приходится увеличивать штат охранной команды.
Возможные критические ситуации должны отрабатываться заранее на ули- цах, в подъездах, на пляжах, теннисных кортах, в общественных туалетах - везде, где бывает клиент и где ему может что-то угрожать. Для этого оди- ночка или охранная команда создают и проигрывают сценарии, то есть зани- маются оперативным обеспечением. К примеру, если путь клиента к дому проходит по тенистой аллее, нужно распределить роли на случай, если про- тивник будет обнаружен наверху - в кронах деревьев. В каждой ситуации каждый телохранитель должен твердо знать, куда упасть, отпрыгнуть, чем прикрыться, как отбиваться: успех или неудача нападения обеспечивается обычно за 1-2 первые секунды. Там уже размышлять некогда, нужно действо- вать. Что вы станете делать, если к клиенту попытается пробиться банда, вооруженная, к примеру, электрошокерами? Электрошокер - это признак на- меченного похищения или нет? Как он действует? Чем можно от него защи- титься?
Другая ситуация. Клиент собирается ехать на переговоры, в срыве кото- рых может быть заинтересован противник. Значит, клиенту могут помешать проехать. Можно отмобилизовать все наличные силы охранной команды и отп- равить клиента в сопровождении целого эскорта. Это, однако, не помешает настойчивому противнику устроить на маршруте дорожно-транспортное проис- шествие, бросить гранату, зажигательное устройство и даже врезать в эс- корт автомобиль. Не лучше ли отправить с эскортом не шефа, а кого-то, кто напоминает его, - комплекцией, одеждой? Сам шеф спустя некоторое время преспокойно уедет с двумя телохранителями со двора в 'Москви- че-412'. Аналогично переправляются крупные ценности, когда есть вероят- ность, что противник знает о предстоящей отправке. При этом активно ис- пользуют дезинформацию: если противник пронюхал об отправке, значит, где-то орудует шпион. Подозрительным сотрудникам 'совершенно случайно' сообщают о маршруте и времени. Ценности же отправятся на другой машине, в другое время и по другому маршруту. Анализ действий противника в ряде подобных ситуаций позволит сузить круг подозреваемых и, возможно, уста- новить шпиона.
В ином месте клиенту лучше проехать пятьдесят метров на машине, а по- рой лучше провести клиента с километр пешком.
Проиграйте с клиентом следующие ситуации:
- возникновение непредвиденной преграды на маршруте следования, - например, проезд по узкой улице блокирован автобусом, которого не было здесь час назад, когда вы проводили предварительный осмотр маршрута;
- перед вашим автомобилем вырастает человек и машет руками, просит остановиться; рядом на обочине лежит другой человек, а в кювете - пере- вернутая машина;
- вашу машину обходит слева неизвестный автомобиль, из которого отк- рывают стрельбу;
- вашу машину останавливают люди в милицейской форме, - эту ситуацию проиграйте как в городе, так и на загородной трассе;
- клиент выходит из подъезда и направляется к автомобилю, и в этот миг автомобиль обступают неизвестные; вариант - неизвестные (с оружием или без) набрасываются на вас с клиентом, едва вы выходите из подъезда;
- неизвестные (с оружием или без него) входят в помещение, где нахо- дится клиент; этим помещением может быть что угодно, - кабинет нотариу- са, почтовое отделение, офис спортклуба; при этом неизвестные могут при- казать клиенту следовать вместе с ними либо пытаются совершить на него покушение;
- вы с клиентом направляетесь к выходу из заведения, которое посеща- ли, но дверь, через которую вы входили, оказывается заперта:
5.10. Выявление слежки и уход от нее
Слежка - дело утомительное и отнюдь не простое. Хотя во вспомога- тельных целях могут использоваться даже дети, обычно наружное наблюдение осуществляют взрослые люди с неплохими физическими данными, то есть лет 20-50. Филеры не имеют никаких особых, бросающихся в глаза примет. Их главная примета - неприметность. Время от времени они меняют одежду, прически, очки, используют парики, накладные бороды или усы. Все эти предметы могут находиться в сумке на плече, и замена может требовать буквально нескольких секунд в темном подъезде. Обратите внимание: нижнюю часть гардероба так запросто не заменишь, и она обычно остается прежней, - брюки, туфли, юбки: Слежку редко ведут в одиночку, потому что велик риск как потерять объект, так и примелькаться. Между собой следящие не- заметно общаются с помощью переговорных устройств или мобильных телефо- нов. Неприметность и внешнее спокойствие не означают невозмутимости. Фи- лер подобен страстному охотнику, он возбужден, и это может сослужить ему дурную службу.
Если при выходе из метро перед вами мелькнуло лицо, которое вы видели полтора часа назад близ офиса вашего клиента, это вряд ли случайное сов- падение, - скорее всего, свидетельство примитивно организованной слежки. Филеры обычно избегают прямых взглядов и, встретившись все же глазами с объектом, могут резко изменить направление движения. Однако квалифициро- ванная слежка проводится достаточно многочисленной группой, чтобы никто из ее участников не засветился дважды у вас на маршруте.
Филеры часто выдают себя, когда теряют визуальный контакт с объектом слежки: при этом их поведение, - в отличие от обычных прохожих, - сразу меняется. В минуты, когда вас с филером разделяет непрозрачное пре- пятствие, он может поднести ко рту микрофон или 'мобильник', чтобы пере- дать вас коллеге. Потеряв вас из виду, филер занервничает, ускорит шаг и даже побежит. Необычное поведение филеров используют для обнаружения слежки. Маршрут для выявления слежки заранее подбирают с учетом мест, где возможный филер обязательно потеряет визуальный контакт с объектом. Проще всего, зайдя за угол, замереть на месте. Филер будет неприятно удивлен, когда, отдуваясь и пыхтя, завернет за угол следом за вами и об- наружит ваш спокойный, изучающий взгляд. Такой вариант плох тем, что противник будет знать: вы выявили слежку. Подобные ловушки лучше проду- мать заранее и сделать их более изощренными: вы должны получить возмож- ность наблюдать за суетящимся филером в то время, когда он не видит вас. Подумайте, что подойдет для этого лучше - окно подъезда, витрина заку- сочной или густой куст. Обычно несложно заманить филера в проходной двор, - хоть и на приличной дистанции (30-60 метров), но он проследует за вами из опасения потерять.
Помните, что маршрут не должен насторожить противника своей необыч- ностью: противник не должен заподозрить, что вы пытаетесь обнаружить слежку. Другое требование к маршруту - его достаточная протяженность и сложность. Специалисты рекомендуют затрачивать на выявление слежки 0,75-2 часа, при этом должны иметь место пересадки в общественном транс- порте, смена направления движения, прогулки как по людным (здесь филер держится на дистанции 3-5 метров), так и по пустынным улицам (филер по- зади вас на дистанции 50-100 метров).
Учтите, что непосредственно у вас на хвосте может висеть лишь один филер, однако другой может находиться поблизости, - например, идти па- раллельной улицей. Как вариант маршрута для обнаружения слежки можно предложить объезд обувных или галантерейных магазинов. Противник может находиться в соседнем вагоне метро, ехать за вашим троллейбусом на авто- мобиле. Ваша задача - распылить преследователей и спровоцировать остав- шихся на непривычные для нормальных людей поступки. Это проще сделать в центре большого многолюдного города, где пробки затрудняют продвижение автомобилей. Отделаться от филеров на автомашинах или мотоциклах поможет и ваше с клиентом движение по улице с односторонним движением - против движения, разумеется!
Не нужно резко оборачиваться и менять направление движения на проти- воположное: филеры заподозрят, что вы почувствовали слежку, и станут ос- торожнее. Вам еще труднее будет их выявить. Ведите себя так, чтобы усы- пить их бдительность. Ваш вид должен быть безмятежным; при этом вы може- те изображать бурную деятельность по покупке, например, обуви: примеряй- те, советуйтесь с продавцом, просите отложить данную пару: В поисках нужного отдела в универмаге вы попадете сперва, конечно, не в обувной отдел и вынуждены будете развернуться, - вот теперь вам никто не мешает рассмотреть людей, идущих вам навстречу!
Бросить обоснованный взгляд назад удобно перед преодолением пешеход- ного перехода: вы ожидаете, пока проедут машины и в эти же секунды 'за- секаете' всех, кто идет за вами по тротуару. Аналогичный вариант - оста- новиться на автобусной остановке и обернуться: где там этот автобус? Еще вариант - вы снимаете трубку уличного таксофона и как бы между прочим (рассеянно) обозреваете улицу позади себя. Особенно удобно, если таксо- фон находится сразу за углом или во дворе, у подъезда многоэтажки. Воз- можно, кто-то из прохожих под вашим взглядом резко отвернется или неожи- данно завернет в магазин. Возможно, кто-то попадется вам спустя час сов- сем в другой части города. Есть шанс обнаружить необычное поведение ок- ружающих, используя витрины в качестве зеркал: подойдите к газетному ки- оску, ресторану. По центральным улицам можно довольно долго двигаться вдоль витрин, скользя по ним боковым зрением. Иногда может выручить мост, на который поднимаются по маршевой лестнице: здесь никто не поме- шает бросить взгляд вниз со своего марша. Изменить направление удастся, прогуливаясь в сквере с асфальтовыми дорожками во все стороны. Оправдан- ный взгляд назад люди бросают, входя куда-либо и придерживая дверь - ма- газина, станции метро, подъезда. Места проверок лучше спланировать на маршруте заранее, тогда ваши действия будут естественней, чем при лихо- радочной импровизации.
Поднимайтесь в автобусы и трамваи через задний вход и оставайтесь на задней площадке: если филер рискнет сесть в тот же транспорт, он окажет- ся впереди вас (поднимется через переднюю дверь) или рядом, причем в этом случае постарается встать за вашей спиной. В общественном транспор- те можно вполне обоснованно (от нечего делать) рассматривать других пас- сажиров, чем вы и воспользуетесь. Кто на остановках бросает быстрые взгляды в вашу сторону, опасаясь, что вы внезапно покинете салон? Однако филер может воспользоваться другим транспортом, обычно такси. Обратите внимание, не 'прилепилась' ли к автобусу легковушка, которой ничто, ка- жется, не мешает ехать быстрее? Спускаясь на эскалаторе, вам следует встать к клиенту лицом, на ступеньку ниже. Тогда все пассажиры, ставшие на ленту позднее, окажутся перед вами, как на ладони. Кто в ожидании по- езда то и дело захватывает вас боковым зрением, опасаясь, что вы вдруг броситесь наверх, к выходу? Учтите, что в метро филеры садятся обычно в соседний вагон и наблюдают за объектом оттуда, привлекая минимум внима- ния. Необходимость связаться по радио с коллегами может выдать филера, когда вы затеете пересадку на другую линию. Обращайте внимание на людей позади вас с мобильными телефонами, радиостанциями, да и просто с ла- донью возле рта, - там может быть зажат приемопередатчик.
Один в поле не воин. При серьезных опасениях расставьте в магазинах, автомобилях и закусочных (в нескольких проверочных точках маршрута) сво- их коллег, а затем опросите их, кто за вашей спиной показался им подоз- рительным. Попросите жену клиента отмечать, какие автомобили отъезжают от дома сразу после того, как вы с клиентом отправляетесь по делам. Не начали ли сшиваться в прежде пустынном подъезде какие-то личности?
Если вам удалось обнаружить пешую слежку, незаметно сообщите об этом шефу и попросите его повторять ваши маневры, направленные на отрыв. Уве- дите шефа в многолюдное место и попытайтесь там затеряться; меняйте об- щественный транспорт, покидая его в последний миг перед закрытием дверей на остановке; свернув за угол, резко ускорьте шаги, сверните в подворот- ню, воспользуйтесь черным ходом магазина, проходным подъездом; можете, напротив, подкараулить следящего за углом и провоцировать его на скан- дал.
Слежку за автомобилем проводят по меньшей мере двое в одной машине. Этим редко занимаются бритоголовые амбалы, более эффективна для этой це- ли женщина с ребенком. Однако на одной машине много не выследишь, и обычно нужны хотя бы две, а лучше три. Иными словами, для первоклассного наблюдения нужны немалые деньги. Тогда, меняясь, машины смогут вести объект по городу, передавая друг другу, чтобы не примелькаться. Первок- лассное наблюдение осуществляют 3-8 человек, включая хотя бы одну женщи- ну, на нескольких машинах. Между собой они связывается по радио и коди- рованными жестами. При использовании лишь двух машин обе идут позади справа и слева от объекта и время от времени меняются местами. Если име- ются 3-я и 4-я машины, они либо поджидают вас где-то на маршруте, чтобы принять 'эстафету' у коллег, либо следуют параллельными улицами и в лю- бой миг готовы заменить 1-ю и 2-ю машины. На пустынных участках следящих легко обнаружить, поэтому они обычно обгоняют объект, сворачивают в пе- реулок и какое-то время выжидают. Если у вас тренированная на автомобили и госномера память, вас этим трюком не проведешь. Для слежки могут ис- пользоваться автофургоны, мотоциклы, а во дворах и многолюдных местах с ограниченной скоростью движения и велосипеды. Подключают к наблюдению и детей, которых увлекает такая 'игра', особенно если за нее обещаны деньги.
При наблюдении высокого уровня часто используют специальные радиосиг- нализаторы, которые не дают потерять вашу машину в оживленном транспорт- ном потоке. Это биперы, которые передают в эфир резкие гудки 'бип-бип-бип' и крепятся куда угодно, - обычно на задний бампер, часто с помощью магнитика. 'Дальнобойность' бипера - до 8 км, и даже в Москве вам сложно будет потеряться из виду, имея такого электронного согляда- тая. Не забудьте об этом, осматривая автомобиль клиента.
Для слежки используют самые обычные для данных улиц машины, причем безо всяких бросающихся в глаза излишеств, - не совсем чистые, не совсем новые, неяркой расцветки, не слишком большие, но и не слишком маленькие. За рубежом часто используют взятые напрокат машины, но обычно не более одного раза. Однако если машина расписана рекламой прокатного пункта, вряд ли она участвует в слежке. Такие автомобили часто оборудованы би- ноклями и приборами ночного видения (самый распространенный российский ПНВ напоминает бинокль, надеваемый на голову). Примитивный ПНВ не обес- печивает резкой видимости, как днем, но обнаруживает в кромешной тьме силуэты и позволяет уверенно передвигаться без единого огонька. В маши- нах слежения используются также раздельные выключатели передних и задних осветительных приборов.
Имейте в виду, что где-то за углом водитель может попросту покинуть машину, впустив за руль напарника. Поэтому важнее запоминать марки и госномера автомобилей, чем их водителей.
Чтобы обнаружить слежку, неожиданно меняйте направление, рядность и скорость движения и следите, как отреагировали на это окружающие. Свора- чивайте к тротуару, за угол и останавливайтесь. Делайте это так, чтобы в любую минуту иметь возможность возобновить движение, - имейте прост- ранство для разворота и не глушите двигатель. Дело в том, что слежка мо- жет осуществляться и с целью нападения. Так, похищение Альдо Моро обес- печивали 12 человек на 5 автомашинах и одном мотоцикле. В темноте, если противник не использует ПНВ, можете спрятаться, выключив наружное осве- щение и убрав ногу с педали тормоза; скорее всего, противник проследует мимо, и вы сможете уехать в противоположном направлении: Удобен прием совершения бессмысленных маневров: разворот на 360ё, съезд с автострады и возвращение на нее и так далее. Если кто-то за вами следит, ему при- дется повторить ваши уже и не такие бессмысленные действия. Другой спо- соб выявления слежки: сделайте вид, что собираетесь остановиться на пре- дупредительно мигающий зеленый свет, а когда зажжется желтый, проскочите перекресток: в этом случае следящий выдаст себя с головой, промчавшись за вами на красный свет.
Если вы уже не сомневаетесь, что противник висит на хвосте, будьте готовы к дорожному инциденту. Увеличьте дистанцию от других машин. На светофоре не вставайте вплотную за другими автомобилями, иначе при напа- дении вы не сумеете ни развернуться, ни сбить противника резким маневром вправо, ни уйти от него маневром влево.
Попытайтесь уйти от слежки с помощью неожиданных поворотов, перестра- ивания из ряда в ряд, проезда на красный свет, хорошего знания проходных дворов и лабиринта старой части города. Достаточно эффективен способ не- ожиданного разворота, который совершают, не включая указатели поворота. Не готовый к вашему развороту противник проедет дальше в потоке машин. Другой вариант - ваш внезапный въезд под 'кирпич', на улицу с односто- ронним движением. При грубом нарушении правил появляется надежда, что вас заметят сотрудники ГАИ; если вы их видите, можете демонстративно вы- кинуть фортель, который приведет их в ярость. Когда они вас остановят, сообщите о причине своего странного поведения. Если вы охраняете клиента не в одиночку, при обнаружении слежки свяжитесь со штабом своей охранной команды и вызовите машину с телохранителями.
В редких случаях противник предпочитает открытую слежку, - обычно тогда, когда, как полагает противник, деваться вашему клиенту некуда. Так оказывают психологическое давление. Выявление такой слежки не сос- тавляет проблемы, однако уйти от нее трудно, ведь филерам не нужно скры- ваться. Подобная наглость противника часто свидетельствует о скором на- падении. Узнайте у клиента, осталась ли хоть минимальная возможность до- говориться с противником. Напомните, что худой мир лучше доброй ссоры.
5.11. Рэкет и шантаж
Вымогательство - самое распространенное преступление в отношении сос- тоятельных людей. Чаще всего люди соглашаются платить рэкетирам потому, что 'так принято'. Предполагается, что в противном случае рэкетиры отомстят кражей, избиением, поджогом, похищением, ограблением, угоном автомобиля: Причем рэкетиры вынуждены соответствовать подобным ожида- ниям для поддержания собственного авторитета: 'У такого-то вновь обворо- вали квартиру, - он, говорят, делиться не захотел:'
Защита от рэкета стоит недешево. Лучше не пускать людям пыль в глаза, хвастая своими заработками, чтобы не оказаться в поле зрения рэкетиров. Если это все же произошло, и требования выдвинуты (наглые преступники сделают это даже в присутствии телохранителя), посоветуйте своему клиен- ту потянуть время, чтобы выяснить, насколько серьезен наезд. Здесь может потребоваться консультация охранной фирмы или милиции. Именно консульта- ция: если обратиться в милицию с соответствующим заявлением, это будет означать, что ваш клиент избрал тропу войны, возможно, не имея на то достаточной воли и средств.
Если 'наезжает' известная в округе банда, а не подростки, решившие поиграть во взрослые игры, нужно определяться в зависимости от репутации данной компании рэкетиров. Крупные банды всегда претендуют на 'разумную' часть прибыли (редко выше 1/5), давая возможность предпринимателю вести, в общем-то, прежнюю жизнь. Взвесьте с клиентом силы: сумеете ли вы отве- тить решительным отказом? Ваша мощь резко возрастет, если у клиента най- дутся знакомые в ОБОП (милицейский отдел по борьбе с организованной преступностью) или ФСБ (КГБ). Предупреждение оттуда бандитам сложно про- игнорировать: время показало, что государство, если оно того хочет, мо- жет ликвидировать любую банду.
Мелкие мобильные банды, состоящие из 'отморозков', о будущем не заду- мываются и готовы порой содрать с человека три шкуры, разрушив бизнес. Выполнение первоначальных требований здесь ни к чему хорошему не приве- дет, потому что последуют новые и новые требования. В этом случае возмо- жен только отказ. Посоветуйте клиенту укрепить личную охрану либо прив- лечь силы охранной фирмы или милиции. Окиньте мысленным взором вашу обо- рону на предмет выявления и ликвидации слабых мест, - от защиты самого клиента и членов его семьи до автомобиля и дачи. Проработайте с клиентом план действий на случай, если бандитам удастся реализовать свои угрозы: произвести взрыв, поджог, захват заложников: Проанализируйте, что вы- вело преступников на вашего клиента: не получили ли они информацию о его доходах из близкого окружения? Опасайтесь паники, падения духа клиента. Предложите ему, наоборот, 'побряцать оружием' - прийти на встречу с бан- дитами в сопровождении усиленной охраны, либо вообще проигнорируйте та- кую встречу, - это будет воспринято, как проявление силы.
Не советуйте клиенту обращаться за помощью к вышибальщикам долгов: это тоже в ряде случае приводит к тому, что вышибальщики начинают взи- мать регулярную дань. К подобному результату приводят любые сомнительные дела, осуществляемые совместно с бандитами: потом от бандитов очень сложно отвязаться.
Разновидностью рэкета является шантаж. К нему могут прибегнуть банди- ты, которые знают о том, что ваш клиент преступил закон. Однако чаще шантажистами становятся люди из ближайшего окружения клиента. Именно им, а не бандитам, известны махинации, направленные на сокрытие доходов от налогообложения, амурные дела клиента, противозаконные сделки и прочие грехи.
При грамотно поставленной охране даже близкие соратники о многих ве- щах могут иметь весьма приблизительное представление. Товаровед видит, что у товара в розничной сети истек срок годности, однако клиент не со- общил ему о том, что обзавелся специальным разрешением санитарного врача на реализацию данной партии. Главный бухгалтер по косвенным признакам предполагает, что ведется систематическое сокрытие доходов от налогооб- ложения. Однако 'черного нала' главбух не видит и в точности о нем не знает. Рядовой рабочий может наблюдать отгрузку некондиционного товара вместо качественного, однако его попытка шантажа лопнет, как мыльный пу- зырь, если отгрузка некондиции производилась по предварительной догово- ренности.
Нередко шантажируют имеющимися сведениями о взяточничестве. Почва для этого чрезвычайно унавожена в СНГ, где имеет место мелочное вмеша- тельство государства в экономику и, соответственно, чиновничий произвол. Без взяток в той или иной форме, видимо, не обходится ни один предприни- матель, - иначе чиновник всегда найдет, к чему придраться и что не раз- решить. Слухи о взятках, которые вынужден давать клиент, циркулируют в его окружении. Однако слухи - не доказательства, их опасаться нечего. Другое дело, если клиент и чиновник потеряли осторожность и произвели передачу денег или подарка в присутствии третьего лица:
Первым делом займитесь установлением личности и выяснением степени информированности шантажиста. Главный помощник в этом - время. Убедите клиента тянуть время, ссылаясь на отсутствие в данный момент денег, на фантастический размер запрашиваемой суммы, на то, что клиенту необходимо срочно выехать в командировку. Телефонные переговоры с шантажистом необ- ходимо записывать на магнитную ленту. Современные средства позволяют аб- солютно достоверно определить принадлежность голоса конкретной персоне, несмотря на любые попытки изменить голос. Лучше, чтобы магнитофон был подключен к рабочему и домашнему телефону клиента заранее, чтобы зафик- сировать первый же звонок шантажиста. Записать для сравнительного анали- за близкие по звучанию голоса сотрудников или соседей не составит большого труда. Личность шантажиста поможет понять, располагает ли он на самом деле серьезными уликами против клиента.
Если клиент уверен в своей кристальной чистоте и в том, что шантажист блефует, не допустите, чтобы клиент поделился этой уверенностью с шанта- жистом. Врага в любом случае нужно вычислить, дабы не опасаться неприят- ных сюрпризов в будущем. Однако иногда шантаж ведется в открытую, - та- ков, например, сексуальный шантаж. Дамочка в возрасте может потерять го- лову от молодого любовника и пойти по его требованию даже на преступле- ние.
5.12. Захват заложников
Обсудите с клиентом вариант захвата в заложники его самого или члена семьи. Возможно, клиент и слышать об этом не захочет; объясните, что когда, не дай Бог, захват произойдет, то в условиях стресса и нехватки времени действовать оптимальным образом будет несравненно труднее.
Вор берет то, что плохо лежит, а террорист зачастую нападает на того, кого плохо охраняют. Жену и детей клиента также должны сопровождать те- лохранители или по крайней мере родственники, которых должны знать школьные учителя (воспитатели детсада). Исключите ситуацию, когда ребен- ка из школы могли бы забрать незнакомые учителю тетя или дядя. Про- верьте, как поступит учитель, если незнакомец подаст записку: 'Мама Пети попала в аварию. Состояние тяжелое. Просим отпустить мальчика с двоюрод- ным дядей Петровым. Врач Иванов'. Поинтересуйтесь, может ли любой чело- век войти в школу, наблюдает ли кто-нибудь из персонала за детьми на пе- ременах, особенно в школьном дворе?
Попытайтесь разгадать угрозу похищения на ранних стадиях. Террористы редко действуют без подготовки. Им требуется время, чтобы изучить марш- руты и распорядок дня намеченной жертвы. Во время отработки захвата они вынуждены 'светиться': сопровождать машину жертвы на своей машине, кара- улить жертву возле офиса или школы. Порой им необходимо выяснить внут- реннее расположение помещений в офисе или квартире, узнать об обзоре из окон. Террористы заранее намечают, кому из окружения клиента они предъявят свои требования после похищения. Постараются выбрать наиболее беззащитного, подверженного депрессиям и панике, - с тем, чтобы этот че- ловек деморализующе действовал на клиента, ускорял бы своим страхом вы- полнение требований.
Всякий сторонний интерес к фирме и семье должен анализироваться, а охранные мероприятия при проявлении такого интереса должны быть немед- ленно изощрены: смена маршрутов и распорядка дня, исключение проезда по пустынным улицам, поиск 'подслушек', усиление охраны и так далее. Прос- лушивание неосторожных телефонных разговоров часто оказывает очень хоро- шую услугу террористам: они могут понять, куда собирается жертва и сколько времени никто не хватится ее отсутствия.
Похищение предпринимателя проще всего осуществить где-то по дороге на работу или домой. Существует достаточно много способов остановить авто- мобиль. Проще всего перегородить дорогу грузовиком; террористы могут на- ходиться в кузове, на тротуаре, в автомобиле, идущем позади: Последую- щие два этапа похищения проводятся практически одновременно: захват за- ложника и расправа с его охраной. Для последнего хороши все средства ближнего боя - от пули до электрошокера.
Уход с работы и приход на работу (домой и из дома) - также излюблен- ная террористами ситуация. Предпринимателей похищают со спортивных пло- щадок, во время бега трусцой, при выходе из бассейна и ресторана, из ти- хих переулков, которые предприниматели (или их неграмотные телохраните- ли) выбирают для 'скрытого' перемещения. Привычки жертв очень на руку похитителям, которые в этом случае рассчитывают все свои шаги с точ- ностью до минуты. Вот жертва вошла в обеденный перерыв в бар, а в 13-55 выйдет оттуда, но пересечь улицу и вернуться в офис уже не сумеет:
Случаются похищения и прямо из квартиры; гораздо реже - из офиса, где обычно лучше выполнены охранные мероприятия. Бандиты и наводчики прихо- дят в качестве почтальона, участкового, рекламного и страхового агента, торговца, пожарного, религиозного миссионера, работника горгаза, энерго- надзора, телефониста, представителя кабельной компании, телеателье, сле- саря-сантехника, слесаря по ремонту холодильного оборудования, электри- ка, члена избирательной комиссии, агитатора какойлибо партии или канди- дата в депутаты, ремонтного рабочего: Разумеется, в глазок вы увидите лишь одного человека: остальные появятся, едва вы отопрете дверь. Проа- нализируйте пришедших. Если корреспонденция поступает 'до востребова- ния', то откуда взяться почтальону? Если сантехника в доме в порядке, зачем нужен слесарь, и так далее. Попросите предъявить удостоверение. Попросите пришедшего обождать на лестничной клетке. Помня, что с помощью современной оргтехники можно сотворить любую подделку, позвоните в соот- ветствующую службу (пожарную часть, горгаз, АТС, милицию, телекомпанию, энергонадзор, штаб-квартиру партии, дом быта, телерадиоателье, избир- ком:) и уточните, действительно ли это лицо то, за кого себя выдает.
Проиграйте характерные для захвата заложников ситуации заранее. Про- думайте и отработайте 'на местности' свои действия, действия другого те- лохранителя (водителя), самого клиента. Остановите машину позади стояще- го у тротуара грузовика и представьте, что это террористы блокировали вам путь, а их сообщники сейчас бросятся на вас с тротуара, где прикиды- ваются прохожими. Представьте, что сзади вас заблокировала вторая маши- на. Что делать? Телохранители выхватывают оружие и встречают бандитов огнем, а клиент падает на пол и набирает 02? Одновременно вы загоняете машину на тротуар и по нему, совершенно неожиданно для нападающих, объезжаете грузовик? А если место людное и могут пострадать прохожие? Всевозможные схемы такого рода должны быть отшлифованы до автоматизма: в экстремальной ситуации размышлять некогда, там работают рефлексы. Есть примеры, когда срывались даже похищения предпринимателей, не имеющих ох- раны. Смелые парни немедленно открывали огонь и в одиночку направляли автомобили на бандитов, буквально продираясь сквозь засаду.