Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Глава 4.
Охрана на чужой территории
 
4.1. Подготовка к поездке
Исключите попадание клиента в неизвестную обстановку. Всякое непри- вычное место, куда он намерен отправиться, постарайтесь осмотреть до его приезда. Таким образом вы убьете двух зайцев: установите, какие опаснос- ти подстерегают клиента в Дороге, и подготовите его встречу. Эта работа приобретает характер важнейшей, если о поездке знает много лиц. Скажем, клиент собирается на переговоры, о которых сообщило телевидение. В про- цессе переговоров клиенту, возможно, предстоит посетить производство, ознакомиться с работой какой-то организации: Иными словами, противник знает, где ждать вашего клиента, и, подобно вам, может 'подготовиться' к встрече!
Что делать, если клиент собирается посетить партнеров, в офисе кото- рых вы никогда прежде не были? Если вы телохранитель-одиночка и уверены, что с клиентом в ваше отсутствие ничего не случится, а цель поездки на- ходится недалеко (в пределах вашего города), сообщите клиенту, что вы обязаны перезвонить принимающей стороне, - разумеется, не первому лицу, а заместителю или секретарю. На другом конце провода не должны знать, что вы - телохранитель, иначе ваш клиент может попасть в неловкое поло- жение, а вы дезавуируете себя. Представьтесь референтом или помощником, который отвечает за организацию мероприятия и хочет заблаговременно поз- накомиться с маршрутом и автостоянкой, - для экономии времени босса. Расспросите, как лучше доехать и где припарковаться. Оставьте свой номер телефона на случай каких-либо изменений. Затем отправьтесь по указанному адресу. Составьте основной и вспомогательный маршруты с нанесением всех замеченных опасностей и особенностей (дорожные работы, перекрестки, рас- положение ближайших больниц:). Разберитесь в охране автостоянки, обой- дите здание, оцените опасность запланированного визита. Возможно, вы ре- шите, что в данном месте лучше не оставлять автомобиль без присмотра, - захватите на мероприятие кого-то из сотрудников клиента, чтобы посидел в машине в ваше отсутствие. Если ваше участие в запланированном мероприя- тии невозможно, приищите место, где вы могли бы находиться в отсутствие клиента (в вестибюле, коридоре:).
Если вы - единственный телохранитель и не можете оставить шефа, подк- лючите коллегу-одиночку, которому вы доверяете, чтобы он съездил в нуж- ное место и провел предварительную работу. В больших охранных командах это работа иногда поручается одним и тем же сотрудникам - асам предвари- тельного осмотра.
Если клиент намеревается посетить регион, в котором прежде случались теракты, нужно подробно выяснить, по каким сценариям происходили нападе- ния, кто их совершал и с какой целью. Террористы и бандиты склонны действовать по тем схемам и с тем оружием, какие принесли им успех в прошлом. Ваши охранные мероприятия должны быть скорректированы с учетом этого.
Результаты предварительных осмотров фиксируйте на бумаге: они очень могут пригодиться в будущем, когда клиент вновь захочет посетить ту же местность или сооружение. Отражайте специфические особенности мест наз- начения, вплоть до необычного обилия комаров в августе, низкого качества питьевой воды и повышенной заболеваемости населения сифилисом. Туда же подшивайте карты, поэтажные планы гостиниц и офисов, железнодорожные и авиамаршруты, телефоны знакомых в местах назначения, местные справочни- ки, буклеты турагентств: Не забудьте, что именно вас прибывшие вместе с клиентом коллеги будут расспрашивать о том, что располагается в сосед- них с гостиницей зданиях, в какой последовательности лучше осмотреть местные достопримечательности.
Если речь идет о предварительном осмотре в совершенно незнакомом го- роде, по прибытии на место снимите номер в гостинице, где предстоит жить клиенту, и сообщите свой номер телефона руководителю охранной команды. Обзаведитесь планом города, возьмите напрокат машину и нанесите на карту местные особенности: ремонт моста, число подъездов к гостинице, основные и резервные маршруты: Обследуйте помещения, в которых придется бывать клиенту: офисы, производства, концертные залы, рестораны: По возмож- ности сохраните в тайне, чьи интересы вы представляете, - если о поездке еще не сообщили СМИ. Если клиента пригласило в город конкретное лицо, нужно встретиться с ним, обговорить подробности визита, попросить дер- жать эти подробности в тайне, попросить обеспечить содействие со стороны милиции. Большая удача, если у приглашающего имеется собственная охран- ная команда: встретьтесь с ее руководителем, попросите поделиться инфор- мацией, договоритесь о координации мероприятий по совместной охране двух клиентов.
Заручитесь поддержкой директора гостиницы или его заместителя по воп- росам размещения. Предъявите перечень вопросов, которые вы хотели бы согласовать с ними или руководителями различных служб гостиницы. Догово- ритесь о расположении и количестве номеров для клиента и его свиты, уз- найте, кто будет обслуживать эти номера, познакомьтесь с горничными и официантами; если они покажутся ненадежными, попросите о замене. Заре- зервируйте нужное число мест в ресторане, договоритесь о доставке завт- рака в номера, о кофе и бутербродах для ночного охранника. Руководителя связи гостиницы попросите установить в пункте связи специальный телефон- ный аппарат, куда будут попадать звонки, предназначенные клиенту: отсюда их нужно перенаправлять в штаб или кому-то из сопровождающих клиента. Предупредите, чтобы регистратура не предоставляла сведений о вашем кли- енте, а всех интересующихся связывала с охранным штабом. Во время пред- варительного осмотра вам придется контактировать с десятками людей, включая дежурную по этажу, завхоза, швейцара: Ваши просьбы лучше отло- жатся в их памяти, если вы запасетесь перед поездкой сувенирами.
Постарайтесь найти общий язык с руководителем службы безопасности отеля. Обычно это очень знающий дело человек. С его помощью получите представление о постояльцах гостиницы, завсегдатаях бара; обойдите с ним и составьте планы автостоянки, гостиничных этажей (обратите внимание на смежные и проходные комнаты, аварийные выходы), ресторана, мест, наме- ченных к посещению клиентом с указаниями особенностей (нехватка огнету- шителей, пробки в час пик, многолюдность в обеденный перерыв:). Не за- будьте нанести на планы расположение эяектророзеток, а также датчики ох- ранной и пожарной сигнализации с указанием типа сигнализации и ее рабо- тоспособности. Поинтересуйтесь, какие меры разработаны на случай пожара или стихийного бедствия, имеется ли в гостинице так называемая зона бе- зопасности (оборудованный для длительного автономного существования бун- кер, подвал, пристройка:).
С помощью местной милиции (полиции) составьте криминогенную картину местности; поставьте милицию в известность о том, какое оружие привезет охранная команда. Скорее всего, придется предъявить все необходимые до- кументы, доказывающие вашу причастность к охранной команде, и как мини- мум, - вашу лицензию. Составьте впечатление о компетентности местной ми- лиции. При высоком уровне риска и наличии средств полезно привлечь к ох- ране клиента сотрудников милиции в свободное от работы время: в этом случае возможности охранной команды перейдут на качественно иной уро- вень. В отличие от телохранителя, милиционер имеет право преследовать, арестовывать, он отлично ориентируется в незнакомом телохранителю горо- де, знает местные особенности и привычки, обычно хорошо водит автомо- биль. Привлекайте на помощь милицию и тогда, когда сразу несколько те- лохранителей не могут выйти на работу, - по болезни, из-за отъезда на предварительные осмотры и т.п. Милиция поможет в нужную минуту и специ- альными химическими веществами для пометки предметов, намеченных прес- тупниками к похищению (например, люминофор для денежных знаков), прибо- рами ночного видения, кинологом с отличной собакой и другими спецс- редствами. Можно договориться, чтобы милиция при патрулировании посещала то или иное место, держала под контролем те или иные направления, небе- зопасные для вашего клиента. Иногда совершенно незаменимой оказывается помощь милиции в установлении личности, информация паспортного стола о прописке (выписке) тех или иных граждан, сведения о судимостях и привле- чении к уголовной ответственности.
Установите, есть ли в городе дежурная аптека. Составьте мнение о местных больницах: обеспеченность медикаментами, приборами, наличие сво- бодных палат (в том числе спецпалат для высокопоставленных пациентов с охраной), возможность оказания помощи в любое время. Запомните подъезд к приемному покою: обычно его не так-то просто найти, особенно в темноте. Из бесед с рядовым персоналом несложно установить, есть ли в больнице сильные специалисты того или иного профиля (в частности, с учеными сте- пенями), - здесь вам пригодятся медицинские анкеты, заполненные клиентом и членами его семьи. В центре 'Скорой помощи' узнайте, всегда ли есть свободные автомобили, сколько времени потребуется, чтобы 'скорая' домча- ла до отеля или особняка, где остановится клиент.
При выборе номера для клиента нужно руководствоваться в первую оче- редь длиной пожарных лестниц: если пожарный автомобиль стоит вплотную к стене, он обычно дотянется до 7-го этажа. Если вплотную подъехать нельзя, - до 6-го и ниже. Добейтесь, чтобы номер клиента был окружен но- мерами сопровождающих и охранной команды и располагался близ лестницы. Часто бронируют целиком этаж или крыло здания. Если это невозможно, то соседями вашего клиента должны быть постояльцы, в надежности которых ад- министрация гостиницы уверена. Определите, кто проживает под и над номе- ром клиента. Проследите, чтобы в номере было минимальное число входов, чтобы в него нельзя было проникнуть из лоджии соседнего номера, с крыши, чердака или по пожарной лестнице, чтобы окна клиента не смотрели на дру- гие окна. Откажитесь от номера с подвесным потолком, над которым легко разместить микрофоны, взрывчатку и видеокамеры. Обратите внимание на бе- зопасность электропроводки, бытовых электроприборов, исправность пожар- ной сигнализации, ровность пола и другие 'мелочи', которые способны пов- редить клиенту. Желательно, чтобы номер был оборудован спринклерной сис- темой пожаротушения, которая обеспечивает автоматическое разбрызгивание воды форсунками благодаря особым плавким вставкам.
После предварительного осмотра определите:
- подробный маршрут поездки и транспорт (если речь идет не о номерном рейсе, - модель самолета, командира экипажа, бортовой номер, радиопозыв- ные, телефоны старших авиадиспетчеров в аэропортах взлета и назначения, охрану самолета и багажа в аэропортах);
- охранные мероприятия в случае вынужденных посадок не в аэропорту назначения (неисправность двигателя, погодные условия);
- гостиницу для клиента и охраны (бронирование номеров) или дом приг- лашающего;
- транспорт и автостоянки, которыми клиент будет пользоваться на мес- те (прокат или предоставление автомобиля принимающей стороной, подземный гараж:);
- по возможности должны быть учтены особые требования клиента и соп- ровождающих его лиц (труднодоступные медикаменты, удаленность от моря, вид на горы, вегетарианская пища, дополнительная комната для уедине- нии:);
- при зарубежной поездке необходимость в переводчике, а также тамо- женные проблемы, связанные с вывозом переносных систем сигнализации, средств связи и оружия;
- местные маршруты передвижений;
- необходимость привлечения местных телохранителей (кого именно, с какой целью и оплатой) и милиции;
- списки местных телефонов и адресов - больниц, правоохранительных органов, аварийных служб, станций техобслуживания автомобилей и мест, которые клиент намерен посетить.
Захватите в поездку переносные системы сигнализации. На выезде осо- бенно актуально использование клиентом тревожного сигнализатора и (или) рации. В случае переносных модификаций в первую очередь продумайте спо- собы своевременной замены элементов питания. Проверяйте сигнализацию на срабатывание в отсутствие клиента.
Договоритесь с администрацией, что персонал, впускаемый в номера кли- ента и сопровождающих, будет помечен специальными значками - баджами (напоминают аккредитационные карточки). Удобнее и надежнее всего сделать их, сфотографировав персонал с помощью 'Поляроида' и вставив эти снимки в специальные пластиковые держатели, которые крепятся на одежде. Между лифтами и номером клиента выставите контрольно-пропускной пункт (КПП), - для этого достаточно поставить в коридоре стол и посадить за него одного дежурного. КПП не задерживает жильцов других номеров на том же этаже и персонал с баджами. О прочих субъектах, пытающихся посетить клиента, со- общают в штаб либо напрямую ему самому и поступают в зависимости от ре- шения клиента. Помимо КПП при необходимости установите посты наблюдения за вестибюлем гостиницы, за автостоянкой, за местом предполагаемого по- сещения:
4.2. Охрана в гостинице и в особняке
Штаб не должен располагаться за стеной клиента. Круглосуточные пере- говоры по радио и телефону, хлопанье дверей и шаги могут раздражать кли- ента. Лучше разместить штаб в номере, который находится где-то между но- мером клиента и самым многолюдным местом на этаже (в холле у лифтов). Штаб поддерживает регулярную связь с клиентом, сопровождающими, КПП, а также, разумеется, с телохранителями, находящимися вблизи клиента и вы- полняющими предварительные осмотры мест предстоящего посещения. Вся кор- респонденция клиента поступает в штаб, где проверяется с помощью метал- лоискателя и другими способами. Ночью дежурный КПП может совмещать обя- занности с обязанностями дежурного по штабу, оставаясь в коридоре. КПП часто и размещают вблизи штаба, - проследите, чтобы в этом случае дежур- ный по КПП не загораживал обзор коридора (холла) из штаба. Если КПП нет, то единственный оставшийся дежурный может наблюдать за перемещениями постояльцев и гостей через приоткрытую дверь штаба. Позаботьтесь об из- готовлении дубликатов ключей от номеров, которые занимает клиент со сви- той. Установите в штабе доску объявлений, на которую вывешивайте опера- тивную информацию:
- изменения в графиках дежурств телохранителей;
- схемы маршрутов предстоящих поездок с инструкциями к ним;
- номера местных контактных телефонов;
- распределение по номерам свиты клиента с телефонами;
- планы эвакуации из гостиницы в случае пожара или природного катак- лизма;
- схемы мест, в которых предстоит побывать клиенту, с указанием путей эвакуации оттуда;
- инструкции о взаимодействии с охранными командами партнеров клиента во время тех или иных мероприятий;
- газетные вырезки, посвященные данной поездке;
- разведывательная информация с оценками вероятных опасностей.
Будьте готовы к тому, что в штаб захочет заглянуть сам клиент, да еще с гостями: не устраивайте из штаба свинарник с объедками и грязными нос- ками в углах.
Если клиент прибыл в сопровождении единственного телохранителя, то ни о каком КПП и отдельном штабе не может быть и речи. Разумнее всего посе- литься вместе с клиентом в двухместном номере. В ситуации низкого риска этого вполне достаточно для безопасности клиента. В ситуации повышенного риска советуем поселиться с клиентом в частном секторе, поскольку в гос- тинице выследить клиента гораздо проще.
Сопровождайте в номер к клиенту всех посетителей и оставайтесь во время всего визита либо пока клиент не попросит вас удалиться. Исключе- ния из этого правила обговорите с клиентом заранее. Не позвольте войти в номер к клиенту лицу, принять которое клиент отказался.
Аналогичные мероприятия по предварительному осмотру проводятся, если клиент останавливается не в гостинице, а в специально выделенном особня- ке. В этом случае легче предотвратить доступ посторонних, и охранная ко- манда почувствует себя гораздо увереннее, чем в роли постояльцев. Особ- няк имеет прилегающую территорию, которую нужно хорошо знать и контроли- ровать. На плане укажите особенности рельефа, водоемы, заросли, состоя- ние ограды, наличие и работоспособность СОВП и сторожевых собак, гаражи, служебные постройки. Укажите плохо освещенные участки, опишите степень надежности ворот: Определите, возможно ли улучшить защищенность особ- няка за время, оставшееся до приезда клиента. Ознакомьтесь с историей особняка: предпринимались ли его штурмы, совершались ли нападения на его обитателей, как при этом действовали охрана и сигнализация?
Если клиент поселится в особняке надолго, есть смысл начать монтаж стационарной сигнализации, установку дополнительных фонарных столбов, сооружение наблюдательных вышек, вырубку затрудняющих обзор кустов и де- ревьев, - по согласованию с владельцем. Если пребывание клиента здесь будет кратким, воспользуйтесь переносными сигнализационными системами. Скорее всего, в особняке слабее, чем в современной гостинице, выполнены противопожарные мероприятия. Позаботьтесь о складных лестницах для спа- лен этажей, начиная со второго. На случай нападения оборудуйте комнату безопасности: ею может служить любая спальня с прочной дверью, надежным запором, автономной вентиляцией, сотовым телефоном, оружием, запасом во- ды и лекарств.
По окончании пребывания клиента в данной местности разошлите благо- дарственные письма всем, кто помог охранной команде. Такое моральное подкрепление не просто дань вежливости, а залог того, что в следующий раз вам помогут с еще большей охотой. Метрдотель ресторана, директор гостиницы, начальник отделения милиции, глава туристического агентства, представитель авиакомпании будут гордиться полученными от вас изъявлени- ями признательности.
4.3. Охрана мероприятий под крышей
Массовое мероприятие - это собрание, заранее спланированное и опреде- ленное по месту, времени, числу участников и причинам. Стремитесь к то- му, чтобы все мероприятия с участием клиента проходили в сравнительно небольших помещениях, а не в залах и не на улице, где сложнее организо- вать охрану как от причинения ненамеренного вреда, так и от нападения. Контроль доступа на мероприятие вам облегчит турникет-вертушка с надеж- ным блокиратором. Однако решения в конечном итоге принимает клиент, вы можете лишь привести свои доводы.
Если охрана клиента и поддержание порядка на мероприятии возложены на вашу охранную команду, вам предстоит пройти 3 этапа. На подготовительном этапе:
- ознакомьтесь с программой мероприятия, местом и временем его прове- дения, количеством участников и обслуживающего персонала;
- произведите предварительный осмотр места, расспросите людей, хорошо знающих это место, и определите, какие силы нужны для охраны, - в част- ности, нужно ли привлекать другие охранные команды или милицию;
- проведите зачистку объекта за 1,5-2 часа перед началом (это можно сделать и за сутки, но в таком случае зачищенный объект должен надежно охраняться) с поиском ВУ, взрывчатых, едких, сильно пахнущих и отравляю- щих веществ, легко воспламеняющихся жидкостей, компрометирующих клиента материалов; спрятавшихся посторонних;
- обращайте особое внимание на автомобили, урны, ниши, углубления и пустоты в стенах, подвесные потолки, подарки, мебель, гардеробы, элект- робытовые приборы, всевозможную тару, ямы, колодцы и прочие углубления, электрораспределительные устройства;
- расставьте охранников по постам и проверьте работу средств связи;
- при необходимости организуйте работу охраняемой автостоянки;
- не забудьте предусмотреть резерв охранников на случай непредвиден- ных обстоятельств вроде угона автомобиля одного из гостей.
На основном (рабочем) этапе самым важным является контроль доступа на мероприятие:
- проверка билетов, приглашений и документов, отсеивание пьяных и по- сетителей с собаками, препятствие проносу громоздкого багажа и верхней одежды (либо пристальный контроль за такими людьми);
- особый контроль осуществляйте за автомобилями, въезжающими на тер- риторию мероприятия и выезжающими с этой территории; в обязательном по- рядке останавливайте автомобили, осматривайте салоны и багажники с целью предотвращения как провоза 'нелегалов' со взрывчаткой и оружием, так и похищения участников мероприятия;
- будьте готовы задержать до конца мероприятия зачинщиков провокаций и беспорядков;
- не допустите давку и панику во время и после завершения мероприя- тия; имейте в виду, что противник может спровоцировать панику криками 'Пожар, пожар!' или чем-то подобным.
На заключительном этапе охраны мероприятия:
- вновь проведите зачистку: вероятность обнаружить опасные для жизни предметы и укрывшихся преступников нисколько не ниже, чем перед меропри- ятием; кроме того, вы можете наткнуться на людей, пострадавших при про- ведении мероприятия и нуждающихся в экстренной помощи;
- все обнаруженные бесхозные предметы опишите в двух экземплярах и сдайте либо клиенту, либо администрации территории, на которой проходило мероприятие; один экземпляр описи оставьте себе;
- попросите, чтобы на договоре об охране мероприятия сделали отметку о том, что администрация не имеет к вам претензий; другой вариант - сос- тавьте в произвольной форме акт сдачи объекта (например, ресторана, в котором проходила свадьба) из-под охраны, чтобы впоследствии к вам нельзя было предъявить претензии за выявленный в ваше отсутствие ущерб.
Часто клиентам приходится выступать перед большими аудиториями. Свя- житесь заранее с устроителями мероприятия, скоординируйте действия с те- лохранителями других участников, узнайте, будет ли привлечена милиция. Проведите предварительный осмотр актового и банкетного залов, смежных помещений, автостоянки, обойдите здание кругом. Обратите внимание на расположение туалета. Есть ли подходящее помещение для телевизионной бригады, если таковая прибудет? Составленный план этажа размножьте и раздайте каждому члену охранной команды. Возможно, потребуются дополни- тельные средства пожаротушения, переносной металлодетектор на входе, ор- ганизация камеры хранения во избежание проноса в зал громоздких вещей. Наметьте расположение наблюдательных постов и, возможно, КПП: на сцене позади, слева и справа от клиента, у выходов из зала. Для этого придет- ся, в частности, зарезервировать несколько сидячих мест в зале. Хорошо, если в зале имеется сцена: ее высота является преградой для большинства присутствующих, а любая попытка вскарабкаться на сцену может быть вовре- мя замечена и пресечена.
Большое значение имеет смысл собрания: может ли вспыхнуть острая дис- куссия, велики ли политические разногласия приглашенных, могут ли зате- саться в публику недоброжелатели клиента? Познакомьтесь с историей по- добных мероприятий: случались ли ранее драки, броски предметов на сцену, продумайте оборону в этих случаях. Обзаведитесь подробной программой ме- роприятия, - то есть составленной не для публики, а для ведущего. Проду- майте охранные мероприятия на время, когда в зале будет выключен свет, - в частности, схему эвакуации клиента. Предусмотрено ли непосредственное общение клиента с публикой (рукопожатия, объятия, поцелуи, вручение цве- тов и подарков:), - на сцене или на последующем банкете? Поинтересуй- тесь ценой билетов (если таковые имеются), чтобы хоть слегка сориентиро- ваться в том, какая будет публика.
Узнайте, как, кем и в течение какого времени будет осуществляться доступ приглашенных (купивших билеты) на мероприятие. Часто контролеры покидают свои посты спустя полчаса после начала, когда, как им кажется, пришли все опоздавшие. Как выглядят приглашения, есть ли на них фотогра- фия приглашенного, - последнее очень желательно, чтобы затруднить пере- дачу приглашения случайному лицу. Как запланированно поступить с челове- ком, который заявит, что потерял (забыл) приглашение? Будут ли сверяться приглашения со списком приглашенных (это обязательно следует делать)? Возможна ли передача приглашения другому лицу? Возможен ли проход в зал в верхней одежде - это нужно исключить с помощью гардероба и хорошего отопления.
С помощью камеры хранения, которую обычно совмещают с гардеробом, предотвратите проход с громоздкими вещами (сумками). Кто будет просмат- ривать содержимое мелкой ручной клади - кейсов, пакетов, сумочек? Возьмите на заметку: эта процедура многими воспринимается как унижение, но оно заметно слабее, если на проверяющем униформа милиционера, швейца- ра, камуфляж охранника: Узнайте, кем будет контролироваться доступ на сцену технического персонала: часто подобный контроль попросту от- сутствует. Позаботьтесь о том, чтобы допущенный за кулисы персонал был помечен именными баджами.
Уделите внимание вопросам прихода и ухода клиента. Перед началом и после окончания массовых мероприятий случаются столпотворение и давка. Если клиент пожелает двигаться сквозь толпу, ромбического построения мо- жет оказаться недостаточно: в таких случаях нередко используют 6-7 те- лохранителей. Попытайтесь убедить клиента воспользоваться неприметным боковым (задним) входом.
Оденьтесь приличествующим данному мероприятию образом, - это особенно важно в случае мягкой охраны. Затрудните одновременный доступ из зала большого числа посторонних на сцену, где находится ваш клиент. Можно, конечно, перегородить проход, скрестив руки на груди (изобразив из себя мишень), но это прием слабый и устаревший. В качестве препятствий ис- пользуйте декоративные этажерки с цветочными горшками, рекламные щиты, бархатные ('цирковые') канаты: О наличии этих материалов справьтесь заранее. Позаботьтесь об охране многочисленных закулисных проходов на сцену. Не упадет ли ваш клиент со ступеней подиума, - они должны быть ровными и хорошо заметными, иметь перила. Будьте готовы, что клиент в порыве чувств (либо споткнувшись о не замеченный вами провод) попытается свалиться в оркестровую яму. Осмотрите место, предназначенное для вашего клиента: не висит ли над ним тяжелое оборудование (динамики, усилители, осветительные приборы, карнизы, кашпо:) и хорошо ли оно закреплено? Прочен ли, наконец, стул для вашего клиента, - подобные вещи часто быва- ют складными и хлипкими.
На подобных мероприятиях часто вручают подарки: их может быть столько, что руки всей охранной команды окажутся заняты. Договоритесь заранее с устроителями, что приедете за подарками позднее или попросите их выслать по почте. Эта разумная мера заодно позволит проверить подарки в спокойной обстановке на предмет их безопасности - в штабе, с помощью необходимых приборов.
Особая песня - охрана клиента от журналистов и лиц, выдающих себя за таковых. Крайне желательно, чтобы журналисты регистрировались перед на- чалом мероприятия и получали заранее заказанные (и оплаченные) аккреди- тационные карточки с фотографией и указанием фамилии и издания. Некото- рые клиенты в рекламных целях требуют, чтобы охрана не препятствовала доступу к ним журналистов (такую особенность отмечают у охраны небезыз- вестного Владимира Брынцалова), и этим может воспользоваться противник. В то же время помогите журналистам, особенно операторам телевидения, разместиться в зале, иначе может возникнуть ненужная толчея. Узнайте при аккредитации, кто из операторов будет подниматься с камерой на сцену, и пресекайте не согласованные с вами попытки это сделать. По согласованию с клиентом определите свое отношение к фото - и видеосъемкам, производи- мым не журналистами, а самовольно отдельными приглашенными (пришедшими по билетам). Если съемки запрещены, лучше всего оговорить это в тексте приглашения или на бланке билета. Если планируется пресс-конференция или интервью клиента, заранее подыщите удобное с точки зрения безопасности помещение и допускайте туда по аккредитационным карточкам. Телохраните- лям по возможности не стоит попадать в кадр или под свет софитов. Ваши комментарии прессе относительно организации охранных мероприятий исклю- чены.
Всякое мероприятие могут попытаться сорвать - по плану (диверсия) или спонтанно. Недоброжелатели могут во время выступления клиента топать но- гами, стучать металлическими предметами, захлопывать, петь, скандировать и даже пытаться устроить физическую расправу. Зачастую такое поведение тщательно планируется, и наличие у клиента охраны принимается противни- ком во внимание. Помните, что вы охраняете конкретное лицо, а не мероп- риятие, в котором оно участвует. При первых признаках диверсии приб- лизьтесь к клиенту. Устранение диверсии или спонтанного беспорядка пре- доставьте сотрудникам милиции или вашим коллегам, не находящимся в не- посредственной близости к клиенту.
Распаленные подстрекателями массы могут заблокировать отъезд автомо- биля с клиентом после мероприятия, - такую возможность нужно учесть, за- ранее оценив характер мероприятия. Частичным выходом является скрытная парковка автомобиля, близ удаленного входа. Если заблокирование все же произошло, призовите на помощь милицию. Если охрана малочисленна, ста- райтесь избежать стычек с разъяренной толпой: они резко снизят безопас- ность клиента.
4.4. Мероприятия на открытом воздухе
Все опасности возрастают, когда мероприятие с участием вашего клиента проводится на открытом воздухе. Прибавляется новая головная боль - ос- мотр возвышений, на которых может укрыться снайпер. Такое мероприятие сложнее оградить от проникновения случайных лиц, от проноса спиртного, камней, оружия, дымовых шашек. На митингах и демонстрациях вообще от- сутствует контроль доступа, они обычно открыты для всех желающих. Поэто- му постарайтесь реализовать меры по упорядочению толпы. Этому поспо- собствуют ряды стульев или скамеек хотя бы для ближайшего к трибуне сек- тора. Независимо от наличия сидячих мест позаботьтесь, чтобы передний сектор заполнили преимущественно сторонники клиента: его сотрудники, коллеги, не самые ретивые поклонники, военнослужащие, представители здо- рового трудового коллектива, которые будут счастливы принять ваше приг- лашение прибыть на мероприятие заблаговременно, чтобы занять лучшие мес- та: Доступ к трибуне желательно оградить турникетами, а еще лучше двойным канатом и шеренгой бочек с водой.
При охране крупных мероприятий с многотысячными толпами объедините усилия нескольких охранных команд, наметьте заранее, кто занимается не- посредственной охраной клиентов, а кто обеспечивает общий порядок. Еще лучше, если позволяют средства, заранее заключить с милицией договор о совместной охране мероприятия, - в этом договоре разграничиваются обя- занности обеих сторон с тем, чтобы избежать несогласованности и дублиро- вания. Например, телохранители находятся в непосредственной близости к клиентам, а милиция контролирует толпу. Присутствие людей в милицейской форме придаст мероприятию официальный ('государственный') вид и по- действует отрезвляюще на горячие головы.
Отсутствие совместного плана действий приводит к недоразумениям. Ми- лиционеры склонны препятствовать бурному проявлению чувств в концертных залах и на стадионах. Телохранители, действуя в рекламных интересах кли- ента, обычно заинтересованы, чтобы зрители свободно выражали свои чувства. Итогом являются перебранки между частной охраной и милицией. Нередки случаи, когда частная охрана препятствует милиции в доступе к клиенту или на охраняемый объект, причем неправыми могут оказаться обе стороны.
Планируя охрану клиента, стоит подумать и о безопасности публики. Ре- путация клиента сильно пострадает, если кого-то затопчут или произойдет побоище между фанатами. В жаркие дни в тесных толпах нередки тепловые удары вследствие обезвоживания организма, и нужно позаботиться о доступ- ности прохладительных напитков. Предусмотрите несколько больших зонтов для стоящих на трибуне, а также программу на случай срыва мероприятия. Срыв может произойти, кем бы ни был ваш клиент, - вдруг разразится буря, гроза, буран: Тогда предложите посетить местные достопримечательности, магазины, опираясь на предусмотрительно запасенные буклеты местных фирм. Поскольку противник не мог предвидеть срыва мероприятия, неожиданный во- яж по городу довольно безопасен.
На открытом воздухе часто используются временные сооружения, надеж- ность которых порой оставляет желать лучшего. Известны случаи, когда ру- шились ограды, помосты, целые ярусы трибун, а в Тель-Авиве обрушился да- же мост, ведущий к стадиону. Если вы не в силах оценить надежность соо- ружения, обратитесь к специалистам с просьбой об оценке вероятности нес- частного случая.
Очень полезно при охране массовых мероприятий иметь под рукой дресси- рованного пса. С его помощью можно зачистить место до мероприятия, обыс- кать чердаки соседних зданий, охранять большое число задержанных право- нарушителей:
При посещении клиентом мероприятий учитывайте их специфику. При про- ведении общественнополитических мероприятий:
- исключите (если это зависит от вас) доступ политических противников клиента и журналистов, - если мероприятие носит закрытый характер; луч- ше, если наличие документа заранее будет названо условием посещения ме- роприятия;
- будьте готовы уберечь клиента от стычки с горячими единомышленника- ми;
- своевременно пресекайте провокации и хулиганство;
- позаботьтесь о том, чтобы ваш клиент не принял участие в стычке с милицией;
- эвакуируйте клиента при первых признаках того, что организаторы ут- ратили контроль над мероприятием и оно перерастает в беспорядки;
- возможно, клиент попросит вас помогать организаторам в соблюдении участниками регламента: ознакомьтесь с регламентом заранее и продумайте свои действия, чтобы вам не пришлось стаскивать людей с трибуны и отпи- хивать их от стола президиума.
При проведении культурно-спортивных мероприятий:
- исключите доступ зрителей без билетов и приглашений: это резко сни- зит вероятность хулиганства и не допустит переполнения зала, когда люди встанут в проходах и резко затруднят вам визуальный контроль за клиен- том;
- заранее выявите группы, представляющие потенциальную опасность (че- ресчур шумных болельщиков, пьяных фанатов) и не забывайте присматривать за ними, а при нарушении общественного порядка удалите их из зала;
- обеспечьте контроль доступа зрителей в служебные помещения зала или стадиона.
При проведении рекламно-коммерческого мероприятия:
- обеспечьте контроль доступа проверкой билетов и приглашений; на ме- роприятиях с открытым входом прибегните к выборочной проверке докумен- тов; не пропускайте пьяных и людей с заметным багажом;
- пресекайте порчу и хищение образцов продукции и документации со стендов и столов.
4.5. Посещение ресторана, фуршета, банкета
Изначально опасность подобных мероприятий заключена в том, что обычно они планируются загодя, а информация о них не держится в секрете и из- вестна огромному числу лиц; некоторые мероприятия объективно невозможно засекретить, - например, свадьбу или юбилей (несложно узнать, когда ро- дился тот или иной человек). Злополучный прием в японском посольстве в Лиме был широко разрекламирован. Это дало возможность террористам отлич- но подготовиться: 14 'красных бойцов' проникли в резиденцию под видом официантов, причем умудрились пронести оружие! Охрана посольства прояви- ла поразительную беспечность, которая обернулась кризисом, 3 месяца дер- жавшим мир в напряжении. Убедите клиента повышенного риска хотя бы в не- обходимости дезинформации: можно загодя громогласно объявить о неучастии клиента в мероприятии в связи с отъездом и демонстративно провести под- готовку к этому отъезду.
В ходе предварительного осмотра, помимо прочего, выясните:
- часто ли в данном ресторане проводятся подобные мероприятия и какие возникали при этом инциденты;
- не возникают ли конфликты среди официантов из-за стремления обслу- живать банкет;
- имеются ли поблизости криминогенные объекты;
- имеются ли вокруг ресторана подручные средства, которые могут ис- пользовать разбуянившиеся гости или окрестные хулиганы;
- имеются ли в ресторане и поблизости надежные средства связи (если охрана не обеспечена мобильными телефонами);
- в предварительный осмотр полезно включить встречу с участковым ми- лиционером, у которого нужно выяснить специфические особенности данного заведения и района, в том числе отношение к работе ресторана жителей со- седних домов.
Предположим, охрану банкета осуществляет команда из 7 человек: 2 на входе (прочие входы надежно заперты), 2 в зале, 1 в служебных помещени- ях, 2 в резерве снаружи здания присматривают за автостоянкой. Охранники на входе и в резерве могут быть одеты в униформу, остальные маскируются под гостей. Гостей не нужно посвящать в то, что среди них находятся за- шифрованные охранники. На случай охраны свадьбы, где люди обычно выясня- ют степень родства, обзаведитесь с помощью клиента правдоподобной леген- дой. 1-2 гостя, помимо клиента, должны знать эту маленькую тайну, чтобы в случае чего обратиться к вам за помощью.
Смоделируйте различные конфликты. Что вы станете делать, если в рес- торан попытаются проникнуть незваные гости? Если охранники на входе не могут им воспрепятствовать, на помощь приходит резерв и один охранник из зала. Ему на замену приходит охранник из служебных помещений и вызывает при необходимости милицию. Другой вариант - побоище на крыльце между участниками банкета и посторонними. Такой инцидент может быть специально инсценирован противником для отвлечения внимания и сил охраны. Схема действий, в общем, та же: на прекращение драки бросаются охранники у входа, резерв и охранник из зала. В серьезном случае им на помощь придут и охранники, оставшиеся в зале. Тогда один из них должен оградить выход на улицу остальным участникам мероприятия, - во избежание разгорания конфликта. Милиция в такой ситуации вызывается обязательно.
Еще один вариант - драка вспыхивает в вестибюле между участниками банкета. Охранники на входе при этом должны воспрепятствовать возвраще- нию в ресторан гостей с крыльца, - чтобы не сделать драку всеобщей. Ре- зерв и все прочие охранники занимаются разводом драчунов. Если конфликт не удается погасить, на входе остается один охранник; с клиентом решает- ся вопрос о вызове милиции. Четвертая модель: появление постороннего на кухне или попытка взломать черный ход. Тогда на помощь охраннику в слу- жебных помещениях приходит один человек из зала, а резерв блокирует чер- ный ход снаружи здания.
При угоне автомобиля одного из участников банкета нужно немедленно сообщить в милицию номер, приметы и направление движения автомобиля. По- ка этим занимается один из охранников на входе, резерв преследует угон- щиков на машине охраны или одного из гостей по согласованию с клиентом (такое согласование лучше провести до банкета). Во время погони нужно постараться избежать аварийных ситуаций. При подключении к погоне мили- цейского автомобиля не следует продолжать преследование (путаться у ми- лиции 'под ногами'): вернитесь к охране банкета.
Не забудьте о сохранности вещей в гардеробе. Подвыпившие участники банкета будут весьма вам признательны, если вы предотвратите карманные кражи во время перекуров на крыльце. Охранники, находящиеся в резерве, должны выявлять разбредающихся по территории гостей и отправлять их по домам: один из резерва провожает гостей до троллейбуса или вызывает так- си. Это весьма важный момент: нетрезвые гости могут замерзнуть, стать жертвой ограбления, попасть под машину:
По особой договоренности с клиентом вы можете присматривать и за офи- циантами, чтобы предотвратить кражи продуктов и напитков, а также подачу на стол недоброкачественной пищи. В завершение соберите и сдайте по опи- си забытые вещи; возьмите с клиента или администратора ресторана подпис- ку о том, что к охране претензий нет. Если претензии есть, и вы их приз- наете, согласуйте порядок и объем возмещения ущерба. Не расслабляйтесь вплоть до убытия с мероприятия: вас могут поджидать дружки отправленных вами в милицию хулиганов
Смоделируйте ситуации, которые могут возникнуть при проведении банке- та в обычной городской квартире: драка на кухне или в подъезде, недобро- желатели бросают камни в окна, на свадьбу пытаются проникнуть незваные гости: Заранее в доверительной беседе выясните, зачем клиенту понадо- билось охранять свадьбу, и оцените уровень опасности. Возможно, клиент опасается выходки со стороны молодого человека, отвергнутого невестой. Возможно, на свадьбу приглашены люди, которые становятся агрессивны под воздействием спиртного. Возможно, у клиента имеются обиженные родствен- ники: Попытайтесь перепроверить информацию, полученную от клиента, - чтобы не столкнуться с неожиданной опасностью. Соберите информацию о причастных к свадьбе лицах и фирмах. Порой скандалы и поножовщина на свадьбах готовятся заранее.
Обычно для охраны свадьбы в двухкомнатной квартире достаточно трех человек с переговорными устройствами; для трехкомнатной - четырех. Всем им лучше всего выступить в 'зашифрованной' роли. Заблаговременно прове- дите изучение расположения и зачистку квартиры. Предусмотрите попытки наблюдения за квартирой из соседних зданий, проникновения в квартиру че- рез балкон, по пожарной лестнице; выявите с помощью хозяев и уберите в надежное место оружие, лишние ножи, сильнодействующие лекарства, нарко- тики, взрывчатку:
Обследуйте перед свадьбой чердак, подъезды, прилегающую территорию, установите местонахождение ближайшего отделения милиции и станции 'Ско- рой помощи' (больницы). Поинтересуйтесь соседями, нет ли среди них не- доброжелателей клиента, а также лиц с криминальным прошлым. Кем будут готовиться и подаваться блюда и напитки? Решите вопрос об использовании собак для контроля пищи. Известны случаи, когда собаки предотвращали массовые отравления гостей. Чаще отравления на свадьбах происходят не по злому умыслу, а из-за подачи недоброкачественной пищи и фальсифицирован- ного спиртного. Будьте внимательны при вручении молодым подарков. Убеди- тесь в безопасности электропроводки и газовой плиты.
Продумайте размещение столов так, чтобы гости имели наиболее свобод- ный проход к своим местам: тогда и вы быстро окажетесь рядом с нарушите- лем порядка или с человеком, которому стало нехорошо. Продумайте, в за- висимости от состава приглашенных, что должно быть из медикаментов (йод, вата, бинты, нитроглицерин, корвалол, анальгин, противоожоговый аэро- золь, марганцовка:). Обеспечьте свадьбу огнетушителем. Имейте в виду, что провокации, драки и нападения могут иметь место не только в квартире во время пира, но и при поездке за невестой, в загсе, при движении сва- дебного кортежа, - эти мероприятия также должны охраняться! Во время пи- ра контролируйте проход на кухню: там нечего делать тем, кто не имеет отношения к приготовлению и подаче пищи.
Решительно пресекайте стычки между гостями; при этом не причиняйте забиякам видимых повреждений. По мере упивания гостей следует отправлять по домам; во избежание скандалов прибегайте к помощи клиента и родствен- ников упившихся. В течение всего времени контролируйте вход в квартиру. Предупреждайте не только проход и провод гостями (без разрешения клиен- та) посторонних, но и пронос в квартиру предметов, а также вынос их из нее; может статься, что свадьба пройдет без сучка и задоринки, а после выяснится, что квартиру обворовали! По окончании свадьбы вместе с клиен- том осмотрите квартиру, составьте опись забытых вещей и получите отметку клиента об отсутствии претензий к охране (либо составьте и подпишите у клиента акт приемасдачи квартиры). Договором может быть предусмотрена охрана брачной ночи, в этом случае выдайте молодым радиостанцию или мо- бильный телефон и находитесь у подъезда в машине.
Иным будет ваше поведение, если вы - телохранитель одного из участни- ков банкета. Изучите письменный план банкета или узнайте у его ведущего: кто участники, как будут расставлены столы, какое меню, откуда повара и официанты. О последних желательно навести справки по месту их постоянной работы, проверить, нет ли их фамилий в милицейских компьютерах, а также пометить их именными баджами, чтобы избежать подмены персонала. Если банкетный зал еще не выбран, посоветуйте тот, в котором столы расположе- ны на разных уровнях, ярусами: эти ярусы представляют собой естественные преграды при перемещениях между ними и хорошо просматриваются. В случае мягкой охраны обзаведитесь заранее приглашением, гарантирующим место за столом, - иначе вы демаскируете себя. Спиртного телохранитель в рабочее время не пьет, а от предложений выпить отказывается, ссылаясь на язву, религиозные убеждения, необходимость вести машину:
Порой угощение подается в форме шведского (буфетного) стола. В случае мягкой охраны вам целесообразно находиться в банкетном зале: при питании со шведского стола приглашенные много передвигаются, и контроль ситуации вокруг клиента затруднен. Подойдя к шведскому столу, положите сперва на левую руку матерчатую салфетку, на нее поставьте тарелку, а уж затем пройдите вдоль стола, положите всего понемногу и вернитесь за свой сто- лик. Обратите внимание: к шведскому столу не принято подходить за едой свыше двух раз. Не возвращайтесь к столу с грязной тарелкой и вилкой: возьмите чистый прибор. Женщина за столиком может затруднить вам работу, ибо обычно мужчина должен принести ей угощение со шведского стола.
Полезно знать, что деловая встреча или деловой фуршет (коктейль) обычно длятся 2 часа, хотя ваш клиент может уйти, конечно, и раньше. Едят и пьют на таких мероприятиях стоя. Охрана мероприятия лежит на при- нимающей стороне, но это лишь теоретически: там, куда вы прибыли с кли- ентом, охраны может не быть вовсе. Если предполагается участие в охране телохранителей гостей, об этом договариваются заранее. Запоминайте лица присутствующих, фиксируйте все неожиданные уходы и будьте готовы предуп- редить конфликт клиента с подвыпившими гостями.
Порой у телохранителя мало времени на предварительную работу: это случается, когда у клиента меняются планы. К примеру, вечером клиент вдруг решает поехать к старому другу на день рождения, хотя еще днем не собирался этого делать. Желательно все же успеть съездить по указанному адресу и вернуться за клиентом. Наметанным глазом вы быстро оцените ве- роятные опасности, ознакомитесь с расположением и освещением автостоян- ки, подъезда, лестницы, лифта, планировкой квартиры или зала, если речь идет о ресторане. Желательно взглянуть на список приглашенных.
Иногда клиент может потребовать отвезти его в случайно выбранный рес- торан сей же миг. Это не так уж опасно, ибо противник не знаком с душев- ными импульсами клиента и не подозревает о посещении вами данного заве- дения, - если только неожиданное желание клиента не спровоцировано самим противником! Придется немного поимпровизировать. Осмотрите и оцените при въезде автостоянку, затем на ходу оцените достоинства и недостатки вхо- да, вестибюля. Пристройте клиента рядом с местным охранником или за стойкой бара и попросите подождать несколько минут: этого хватит, чтобы провести беглый осмотр ресторана, входов, выходов, а также всего того, что несет потенциальную угрозу клиенту.
Полноценный предварительный осмотр незнакомого ресторана отнимает 15-30 минут. Составьте план расположения входов, помещений, оцените дос- тупность окон для нападения с улицы. Не забудьте обойти здание снаружи. Если телохранитель здесь уже бывал, хватит и нескольких минут. Если вас, и клиента здесь еще не знают в лицо, сохраняйте инкогнито. Если вас уже знают, просите администратора позаботиться о неразглашении инкогнито ва- шего клиента. Эта мера замедлит распространение слуха о пребывании ваше- го клиента в данном месте; возможно, слух достигнет ушей противника уже после того, как вы с клиентом покинете заведение.
Если вы можете повлиять на выбор ресторана, предлагайте ресторан при хорошей гостинице. Там администраторы привыкли сотрудничать с телохрани- телями: вы с ними быстро найдете общий язык, особенно если не забудете о чаевых. Место в зале бронируйте, исходя как из соображений безопасности, так и с учетом вкуса клиента. Попытайтесь отговорить клиента от посеще- ния ресторана, где нельзя получить правильно расположенный столик и при- ходится ждать в вестибюле. Стол должен находиться подальше от входа и столов других посетителей, а также вдали от 'троп', по которым постоянно расхаживают посетители. При необходимости накормить охранную команду за- резервируйте еще один столик, - желательно в зоне обслуживания того же официанта. С мест за этим столиком должен открываться хороший обзор две- рей, ведущих в зал. Хотя часто охранная команда питается в соседнем за- ведении попроще, иногда поочередно. В маленьких ресторанах подобрать подходящий столик сложнее. Не забудьте и о месте для парковки; при воз- можности подгоните к запасному выходу (например, из кухни) резервный ав- томобиль.
Ваше поведение может показаться странным неопытному администратору. Лучше заранее объяснить, что вам очень нравится ресторан и вы хотите с друзьями поужинать так, чтобы никто этому не помешал. Попросите помощи у администратора, - вплоть до возможности посещения вашим клиентом не об- щего туалета, а туалета, которым пользуется обслуживающий персонал рес- торана. Если все, на ваш взгляд, в порядке, сообщите об этом в Штаб и дожидайтесь клиента, наблюдая за обстановкой. О приближении к ресторану автомобиля с клиентом вас должны известить из штаба. Поддерживайте связь с водителем во время движения, сообщите ему об особенностях автостоянки. Выйдите наружу для встречи. Вам предстоит распахнуть перед клиентом дверь автомобиля и проводить его за столик. При достаточном числе телох- ранителей кто-то должен неотлучно находиться в автомобиле. Одиночного телохранителя клиент часто приглашает за свой столик. Не увлекайтесь едой и не пропустите, когда трапеза вступит в завершающую фазу. Покидая ресторан, - в котором вам с клиентом придется бывать и в будущем, не скупитесь: вновь вручите администратору чаевые в знак признательности за его помощь в вашей работе. Позаботьтесь, чтобы автомобиль был подан со стоянки поближе ко входу.
4.6. Безопасность в самолете
От вас не требуется умение пилотировать самолет, но вы должны уметь выбрать подходящий самолет в авиакомпании и убедиться, что на борту име- ется все необходимое для безопасного полета: средства пожаротушения, спасательные жилеты, парашюты, пожарная сигнализация. Если самолет нахо- дится в личной собственности клиента или принадлежит его фирме, проду- майте с помощью экипажа вопрос дооборудования самолета дополнительными видами сигнализации, - например, на открытие люков. Особое внимание об- ратите на недопустимость перегрузки самолета, - из-за этого произошло много катастроф. Удобный, но самый дорогой вариант - нанять самолет, специально оборудованный под офис.
Попросите, чтобы представитель авиакомпании обеспечил вашему клиенту допуск на летное поле прямо в автомобиле. Свяжитесь со службой безопас- ности аэропортов отправления и назначения, обзаведитесь планами аэропор- тов с указанием подъездов, медпунктов, комнат милиции, туалетов, средств связи: Продумайте, где разместить клиента в случае нелетной погоды: имеется ли поблизости гостиница, комната матери и ребенка (можно ли в ней найти свободное помещение?). Где клиенту лучше беседовать с журна- листами? В каком помещении будут происходить проводы, а где - встреча? Если вы выехали для предварительного осмотра места назначения и должны встретить клиента, наладьте контакт с авиадиспетчерской службой: это по- может вам всегда знать местонахождение самолета с клиентом. Для этого сообщите модель самолета, бортовой номер, позывные, наименование компа- нии, которой принадлежит самолет. Поинтересуйтесь погодой в аэропорту отправления.
Продумайте вопрос охраны самолета после приземления. Договоритесь с администрацией аэропорта о подходящем месте для самолета - на свету, пе- ред зданием. Сразу по прибытии обзаведитесь координатами членов экипажа и убедитесь, что любое обслуживание самолета будет проводиться только в их присутствии. Определите, есть ли необходимость в непрерывной охране самолета, - ее могут осуществлять как телохранители, так и члены экипа- жа. Для охраны самолета удобно использовать переносные системы сигнали- зации, - их расставляют вокруг на треногах, и датчики реагируют на приб- лижение к самолету. При необходимости установите наблюдательные посты в здании аэропорта или на другой возвышенности, которая может использо- ваться снайпером. Перед отлетом экипаж должен тщательно осмотреть само- лет внутри и снаружи: весь ли крепеж на месте, нет ли посторонних пред- метов. Перед взлетом встаньте у входа в самолет. Если есть второй телох- ранитель, ему следует стоять внутри самолета, сразу за входным люком.
В полете не пользуйтесь переговорными устройствами. Если вы летите с клиентом обычным номерным рейсом, сдайте разряженное оружие, в том числе газовое, в надежном чемодане в багаж и предупредите сотрудника аэропор- та, что именно в этом чемодане - оружие.
Проследите, чтобы автомобиль с багажом отправился в аэропорт не позд- нее, чем за полчаса до отъезда клиента. Если людей хватает, присмотреть за погрузкой багажа должен кто-то из телохранителей или хотя бы води- тель. Не позвольте носильщикам перепутать багаж с чужим или вовсе забыть на земле, а также что-то подложить в багаж. Заранее пометьте каждое мес- то багажа клиента какой-то броской меткой (исключая его имя и фирму).