Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Глава 3.
Охрана клиента дома и на работе
 
3.1. Общие мероприятия
Охрана любого объекта надежна настолько, насколько надежен ее наисла- бейший участок. Составьте список всех, кто регулярно посещает офис (по- мимо сотрудников) и квартиру (помимо членов семьи) клиента. Особое вни- мание обратите на тех, кому в отсутствие родителей отпирают дверь дети. Таких людей может набраться немало: домработница, садовник, повар, води- тель:
Составьте список всех, кто владеет ключами от квартиры, дачи, автомо- биля, гаража, офиса, отдельных кабинетов, сейфов, столов: Выясните, существуют ли запасные ключи от всех этих замков и где они хранятся. По- пытайтесь установить, знает ли изготовитель ключей и замков, в каком месте эксплуатируются его изделия (желательно пользоваться импортными замками). Изучите личные дела сотрудников, имеющих ключи повышенной важ- ности. Проверьте, насколько затруднен доступ к таким ключам.
Порекомендуйте клиенту отказаться от жесткого распорядка дня. Приво- зите клиента на работу всякий раз в разное время, убедите его обедать если уж не в офисе, то по крайней мере всякий раз в новом месте и в раз- ное время и так далее. Не стоит посещать офис в отсутствие сотрудников. Входами в дом и офис желательно также пользоваться разными; поскольку обычно вход в подъезд только один, его нужно постоянно держать под наб- людением.
Устанавливайте личность неизвестных, отирающихся без видимой причины близ офиса или квартиры, в подъезде, коридоре. Если в подъезде клиента начался ремонт, проверьте в домоуправлении, действительно ли в данном доме работает сейчас бригада штукатуров. Если возле офиса, дома или ав- тостоянки расположился торговец, уличный музыкант, нищий, - насторожи- тесь, понаблюдайте за ними и предметами при них. В футляре от гитары или скрипки умещается даже снайперское оружие, не говоря уж о пистолете-пу- лемете. В тележке пирожника можно разместить целый арсенал.
Зато бабушки на лавочке у подъезда клиента - ваши союзницы! Они вам расскажут обо всех подозрительных типах, которые кружили возле дома даже ночью. По ночам бабушки очень часто сидят у окон из-за бессонницы. Если противник также надумает заручиться расположением бабушек, они доложат вам об этом сей же миг: кто подходил, о чем спрашивал, какое произвел впечатление:
Если вы не являетесь телохранителем инкогнито, установите хорошие от- ношения с участковым милиционером по месту жительства и по месту работы клиента. Милиция знает о преступной среде несравненно больше, чем многим кажется.
Убедитесь в надежности входной двери - вплоть до того, возможен ли поджог через замочную скважину. Предложите установить двойную входную дверь (внутренняя - металлическая) и укрепить ее вместе с коробкой так, чтобы она не вывалилась от хорошего удара. Для этого в бетон загоняются стальные втулки, а в торец двери со стороны петель - ответные штыри. Створ двери и дверной коробки укрепляют стальными уголками. Огнестой- кость входной двери должна составлять не менее часа. Вход в офис предло- жите оборудовать вращающимся турникетом ('вертушкой') с ножным блокира- тором: это позволит вам в любой момент прекратить доступ посторонних и отсечь путь назад тем, кто уже прошел внутрь.
Излишне говорить об установке дверного глазка: он выручит хотя бы тогда, когда видеокамера над входом выйдет из строя. В одном отношении глазок плох: во время военных действий противник может всадить в него пулю. Поэтому еще лучше найти кустаря, который вместо глазка изготовит перископ, и пространство перед дверью будет обозреваться сверху.
К замку с обычными 'язычками' желательно прибавить современный запор, который при повороте ключа вводит вертикальные засовы в пол и потолок. Имейте в виду, что степень секретности замков можно повысить по сравне- нию с заводской. Умелый слесарь с другого конца города дополнит цилинд- ровый замок упором, а в сувальдный замок ввернет еще один винтик. Хотя еще лучше использовать электронный замок, который не нуждается в обычных ключах и - главное! - в замочной скважине. Этим отверстием противник мо- жет воспользоваться для поджога. Дополните оба замка дверной цепочкой. Снаружи, если квартира еще не оборудована сигнализацией, прикрепите для отпугивания хотя бы ее имитацию: старый датчик. Матерый домушник спра- вится, видимо, с любыми запорами, но скорее всего предпочтет объект, взлом которого требует меньше времени.
Жилой подъезд должен быть укомплектован домофоном, то есть запором на входной двери, который можно открыть либо ключом, либо нажатием кнопки из квартиры. Посетители набирают с улицы номер квартиры, представляются, и если у хозяев есть желание их видеть, дверь открывается. Домофон час- тенько выходит из строя; проследите, чтобы его оперативно ремонтировали.
Проверьте, может ли угрожать опасность из окон подъезда. Следует ли клиенту пользоваться лестницей (некоторые бегают по лестницам от инфарк- та и геморроя) или исключительно лифтом? Позаботьтесь, чтобы подъезд был хорошо освещен: не дай Бог, клиент сломает ногу, пока вы готовитесь к отражению террористов! Выясните, легко ли попасть из подъезда на чердак, - в ситуации повышенного риска этот выход лучше блокировать. Проверьте, есть ли возможность у противника проникнуть в квартиру с крыши.
Застекленные балконы (лоджии), надежные решетки на окнах (лучше из- нутри) и пуленепробиваемые стекла оставят одну реальную возможность для атаки или тайного проникновения в помещение: входную дверь. Стекла могут быть и обычными, в этом случае их прочность резко повышают спецпленки, которые продолжают удерживать разбитое стекло. Стекло с такой пленкой способно выдержать удар бутылкой. Хотя не нужно сбрасывать со счета и более экзотические пути проникновения в помещение, например, через вен- тиляционные шахты и дымоходы. Эти шахты также не помешает забрать решет- ками (кстати, в шахте может болтаться микрофон, опущенный сверху на нит- ке или проводе).
Для экстренной эвакуации клиента, членов его семьи и команды остается тот же один-единственный путь: входная дверь. Предусмотрите и пройдите с клиентом хоть пару раз резервные пути эвакуации через подвал, через чер- дак, через пожарную лестницу, через соседнюю квартиру. Последний вариант предполагает покупку смежной квартиры в соседнем подъезде. В капитальной стене между квартирами проделывается лаз, который маскируется шкафом.
Проследите, чтобы в квартире и офисе имелись первичные средства пожа- ротушения и фильтрующие противогазы, в том числе с масками детских раз- меров. Если клиент или кто-то из его близких по состоянию здоровья не могут носить фильтрующий противогаз, обзаведитесь более дорогими изоли- рующими: в них генерируется кислород, и дыхание, наоборот, облегчается. При использовании таких противогазов следует соблюдать определенные пра- вила; обучите им клиента.
Предложите клиенту держать всегда наготове в известном вам тайном, но легкодоступном месте чемоданчик с минимумом необходимых вещей: тогда вы сможете покинуть квартиру при малейших признаках опасности (в том числе при пожаре), не теряя времени на сборы. В чемодане должно быть все, что позволит клиенту начать новую жизнь на новом месте: документы для пере- сечения границы с открытыми визами и (желательно) авиабилетами с откры- тыми датами вылета, кредитные карточки и чековые книжки, наличная валю- та, дискеты с содержимым жестких дисков компьютера. При необходимости укомплектуйте чемодан средствами для быстрого изменения внешности: нак- ладными усами, бровями, бородой, бритвенным станком, ножницами, париком, очками:
Порекомендуйте клиенту установку системы видеокамер, которые бы конт- ролировали все подступы к квартире либо офису, включая автостоянку, с передачей 'картинки' на монитор. Следующий шаг - средства внутреннего подслушивания, которые будут фиксировать телефонные и обычные разговоры сотрудников и посетителей.
Квартиру и особенно офис необходимо оборудовать пожарной и охранной сигнализацией. Однако напомните клиенту, что перед сдачей объекта на пульт охраны в помещениях не должно оставаться посторонних, двери и окна должны быть закрыты, а газ, вода, свет, электроприборы - отключены. По- мещения, недоступные охранникам, должны пломбироваться.
Обращайте внимание на обрывки электрокабеля, скотча, изоленты, упако- вочных материалов поблизости от входной двери и в самом офисе. Даже если ночью там неотлучно находится сторож, это не является гарантией от ВУ (взрывных устройств). Поищите натяжители взрывателей: возможно, мина должна сработать, когда клиент потянет на себя дверь кабинета, либо пе- реступит порог, либо усядется в кресло, либо включит факс, снимет трубку телефона и так далее. Передвинутая мебель, посторонние предметы, участ- ки, выкрашенные свежей краской, 'неместная' грязь, - все это может ука- зывать на следы орудовавших здесь минеров. Всего лишь 200 граммов плас- тиковой взрывчатки уничтожат всех людей в комнате площадью 24 квадратных метра.
Для отпугивания преступников не обязательно маскировать сигнализацию и другие меры безопасности. Можете выкрасить в яркий цвет решетки на ок- нах, демонстративно развесить видеокамеры, 'гарцевать' в камуфляже, да еще с оружием. Иногда специалисты советуют имитировать попытки нападения на объект или на самого клиента: в этом случае телохранители демонстри- руют устрашающую мощь и молниеносную реакцию. Слухи о таком спектакле быстро расползутся и достигнут ушей того, кто, возможно, планировал ре- альное нападение. Другой вариант - никогда не сообщайте кому бы то ни было о предпринятых вами мерах безопасности, маскируйте их и просите клиента также соблюдать полную секретность. При нападении противник бу- дет ошеломлен продуманной вами обороной.
3.2. Что нужно знать об инкассации
Телохранителю часто приходится исполнять функции инкассатора, то есть принимать и охранять наличные деньги (или другие ценности), - в одиноч- ку, вместе с клиентом, с другими сотрудниками. Для скрытной перевозки денег рекомендуют использование женщин, однако в этом случае сумму огра- ничивают $15 000. Соответственно двум охранницам доверяют перевозку мак- симум $30 000. Более значительные суммы поручают перевозить только муж- чинам.
Инкассатор не имеет права применить табельное оружие в многолюдном месте, против несовершеннолетних и женщин (если только эти лица не со- вершают вооруженного нападения) и людей с детьми. Поводов для применения оружия у инкассатора всего 3: защита инкассируемых или перевозимых цен- ностей, защита собственной жизни при нападении преступника, задержание преступника после нападения. О каждом факте применения оружия инкассатор обязан известить милицию и остаться на месте происшествия до ее прибы- тия, если только отсутствует возможность повторного нападения. Для пере- возки денег используйте самую мощную, прочную и надежную автомашину из тех, что есть в вашем распоряжении. Очень значительные суммы лучше пере- возить в сопровождении милиции и с принятием мер дезинформации (де- монстративная погрузка в машину запечатанных банковских сумок, набитых простой бумагой, распространение слуха о ложном маршруте:). При охране денег нельзя заниматься ничем другим, в том числе нельзя вступать в бе- седы с посторонними, совершать покупки, посещать общественные мероприя- тия:
Обычно инкассация производится вдвоем или втроем: старший бригады (он же по совместительству водитель, когда вдвоем), сборщик и водитель. Старший и водитель охраняют деньги в машине и наблюдают за действиями сборщика. Сборщик перед инкассацией предъявляет доверенность, удостове- рение личности и явочную карточку. В ней делает отметку представитель сдающей деньги организации: в частности, указывается сумма и номер сумки с деньгами. Далее сборщик обязан проверить, верно ли опломбирована сум- ка, правильно ли на ней поставлена печать, нет ли нарушений целостности, совпадает ли номер сумки с указанным в явочной карточке, сопроводи- тельной ведомости и в накладной. Совпадает ли сумма денег (цифрами и прописью) во всех трех документах и имеются ли соответствующие подписи в явочной карточке, на накладной и в сопроводительной ведомости. Затем ин- кассатор возвращает пустую сумку и расписывается на копии сопроводи- тельной ведомости. Маршруты инкассаторов составляются таким образом, чтобы исключить неосвещенные дворы, захламленные подъезды, темные кори- доры, соседство криминогенных точек, проход с деньгами через помещения посторонних организаций. Время и последовательность посещения инкассато- ром отдельных пунктов на маршруте держат в тайне и постоянно меняют, чтобы преступники не могли составить точный распорядок дня инкассатора. Возможные происшествия на маршруте должны отрабатываться заранее в ходе оперативного обеспечения мероприятий. Вводные здесь примерно те же, что и в случае охраны клиента.
3.3. Прием гостей
Если вы охраняете клиента повышенного риска, не пропускайте к нему посетителей в верхней одежде и с каким бы то ни было багажом. Самое эф- фективное скрытое оружие - АКСУ, автомат 'Мини-Узи' или другой компакт- ный автомат. Оберегайте клиента от людей с чемоданчиками, дипломатами, гитарными и скрипичными футлярами. Портативное стреляющее устройство мо- жет быть размещено и в ручке кейса или хозяйственной сумки.
Существуют пистолеты, специально предназначенные для упрятывания в толстую кожаную перчатку. В дамскую сумочку или папку с бумагами тоже придется заглянуть. Современное огнестрельное оружие внешне может быть неотличимо от футляра для очков или курительной трубки.
Обращайте внимание на осанку гостей, на отмашку руками, переставление ног. Нет ли в движениях скованности? Скованность может свидетельствовать о том, что гость неплохо 'подготовился' к встрече с вашим клиентом. Об- ратите внимание, не топорщится ли одежда на посетителе, не бугрится ли материя в районе подмышек, на груди или коленях. При задержании преступ- ника прежде чем командовать 'Руки вверх', скомандуйте 'Лицом к стене'. Заранее согласуйте свои действия с действиями телохранителей других гос- тей. Останутся ли они со своими клиентами? Вольются ли на время встречи в ваши ряды? Обеспечьте встречу прибывающих, охрану их одежды, автомоби- лей и багажа.
Во время приема:
- предупреждайте стычки между гостями;
- контролируйте напитки и пищу;
- выявляйте гостей, ведущих себя необычно; возможно, кто-то из приг- лашенных чувствует недомогание и нуждается в медицинской помощи;
- отмечайте гостей, которые неожиданно покидают встречу.
Будьте внимательны при визите к клиенту в офис или на дом представи- телей прессы. Одновременно их не должно быть более двух человек. Вопросы интервью и его длительность лучше обговорить заранее. Если шеф не возра- жает, вообще исключите подобные встречи: все, что нужно, можно сообщить по телефону, а также через любого сотрудника, направленного непос- редственно в редакцию или заранее намеченное кафе.
3.4. Угроза взрыва и эвакуация персонала
До 99% таких угроз являются ложными, однако это не означает, что их можно игнорировать. Правдивость такой угрозы можно очень приблизительно установить по характеру предупреждения. Если некто скороговоркой выпали- вает, что через 10 минут будет взрыв и поспешно вешает трубку, это, ско- рее всего, ложный сигнал. Проинструктируйте по крайней мере тех сотруд- ников, которые 'сидят' на наиболее употребимых телефонах фирмы, чтобы в случае предупреждения о взрыве не растерялись, не поддались панике, а постарались задать вопросы о месте расположения, внешнем виде, типе ВУ, а также о мотивах диверсии. В стрессовой ситуации, каковой является по- добный звонок, заранее сформулированные вопросы вылетят из головы, а листок с ними, конечно, куда-то запропастится; посоветуйте произносить хотя бы все те вопросительные слова, какие есть в русском языке: где, какой, как, зачем, кто, что, когда, сколько? Когда произойдет взрыв? Где спрятана бомба? Какая она, сколько в ней взрывчатки? Как она выглядит? Зачем ее подложили? Кто это сделал? Что ему нужно? Кто звонит?
Если звонивший признается, что бомба - его рук дело, нужно попытаться образумить его и хорошенько запомнить его ответы: 'Вы обагрите свои руки кровью невинных, не допустите этого, сообщите точные координаты и тип бомбы, чтобы ее обезвредили, не беспокойтесь, вас никто не станет ис- кать, а вы таким образом не возьмете тяжелейшего греха на душу:' В за- висимости от ответов можно попытаться оценить серьезность угрозы и необ- ходимость эвакуации. Если звонивший назовет место минирования и тип уст- ройства, и такое место реально существует в офисе, - реальность угрозы высока. Учтите еще такой фактор, как историю: раздавались ли подобные звонки в прошлом? Как на них реагировали? Имели ли место взрывы, удава- лось ли найти бомбу?
Немало найдется придурков, которых позабавит эвакуационная суета в огромном здании, вызванная их звонком. Если в прошлом в ответ на угрозы предпринимались энергичные эвакуационные меры, риск такой забавы возрас- тает, - особенно в хорошую погоду, когда 'шутник' сможет понаслаждаться издалека (через бинокль) устроенным переполохом. Порой такие звонки предпринимаются с целью промышленного шпионажа: во время эвакуации пер- сонала контроль за соблюдением секретности резко ослабевает; эвакуация редко бывает абсолютной, и кто-то из сотрудников остается внутри (напри- мер, присматривать за работой сложного оборудования), в пустых помещени- ях, наедине с секретами. Порой звонит друг или родственник диверсанта, который случайно узнал о подложенной бомбе и хочет спасти людей. В пос- ледующем расследовании инцидента может пригодиться любая информация; магнитная запись телефонного разговора может оказаться той ниточкой, ко- торая приведет к диверсанту. Мы уже рекомендовали подключение магнитофо- нов к служебным телефонам. Полезно задержать звонящего просьбой повто- рить сообщение, чтобы на записи осталось побольше его голоса. Если за- пись не ведется, важно, чтобы сотрудник, принимавший сообщение об угрозе взрыва, мог внятно ответить на вопросы о поле, возрасте, акценте звонив- шего; возможно, сотрудник припомнит, что похожий голос принадлежит дру- гому сотруднику, которого несправедливо уволили в прошлом году.
Реже оповещают о взрыве письменным сообщением - почтовым или подбро- шенным. Тот, к кому оно попадет в руки, должен помнить о том, что это - вещественная улика. Уложите такое предупреждение в полиэтилен, чтобы не стереть отпечатки пальцев и другие важные приметы.
Если вы или руководство приняли тяжелое решение об эвакуации, поза- ботьтесь прежде всего о безопасности: сотрудники не должны топтать друг друга, прыгать в окна, перегружать лифты и бешено сталкиваться в прохо- дах: взрыва, скорее всего, не произойдет, а калеки могут появиться! Вы- зовите 'скорую помощь' на случай, если кому-то станет плохо при эвакуа- ции. Неподалеку также должны находиться вызванные вами пожарные машины; поиском бомбы займутся профессионалы из милиции, однако их придется соп- ровождать по офису кому-то из вашей охранной команды. Входы опустевшего здания также необходимо охранять от шпионов и мародеров. Скорее всего, следует отключить заминированное здание от газоснабжения и, если возмож- но, от электричества. Последняя мера, с одной стороны, обесточит мину, соединенную с электропроводкой (с одним из выключателей, например), но с другой чрезвычайно затруднит поиск мины вообще, особенно в темное время. Так или иначе в штабе охранной команды должно иметься достаточно элект- рофонарей и свежего питания к ним.
План эвакуации при угрозе взрыва должен быть разработан заранее, за основу можно взять планы эвакуации в случае пожара, которые вывешены во всех коридорах, однако при конкретной угрозе пути эвакуации не должны проходить мимо места предполагаемой закладки бомбы. Прежде чем покинуть помещения, необходимо отключить всю оргтехнику, а также распахнуть все двери и окна, - тогда разрушения от взрыва будут меньше. Если известно, что заложенное устройство относится не к взрывным, а к зажигательным, окна и двери, наоборот, должны быть закрыты, чтобы не способствовать распространению огня. Не следует запирать шкафы и ящики, это облегчит действия по поиску ВУ. Что касается сейфов с секретами, то крайне мало- вероятно, что преступнику удалось подложить бомбу именно туда.
Сигнал о начале и порядке эвакуации лучше всего передать по радиосе- ти, которая охватывает в СНГ большинство квартир и офисов. На этот слу- чай установите переключатель, который бы отсекал радиосеть от внешнего входа в здание (или коридор) и замыкал бы ее на выход достаточно мощного магнитофона. Остается подсоединить к магнитофону микрофон, - и ваш ради- оузел готов. Лучше, если он находится в штабе охранной команды, а сам штаб расположен вне офиса. Тогда в случае минирования ваш штаб не нужно эвакуировать, и он автоматически превратится в штаб эвакуации.
3.5. Если завтра пожар
Отработайте ситуацию пожара в доме, офисе, отеле, автомобиле клиента. Имейте в виду общие правила:
- не поддайтесь панике и успокойте клиента; предложите клиенту одеться, забрать самые необходимые документы и ценности (аварийный чемо- данчик), запереть сейф;
- отключите электроприборы; вблизи оборванных проводов передвигайтесь шагами не длиннее половины ступни, чтобы избежать шагового удара током;
- вызовите пожарную охрану и вооружитесь средствами пожаротушения; задействуйте брандспойт местного пожарного крана, если сумеете пробиться кнему;
- постарайтесь сбить огонь, затоптать горящие предметы, лишить их доступа воздуха, накрыв одеялом, пальто;
- если вы не знаете местонахождение очага пожара, не спешите откры- вать дверь в соседнее помещение или коридор, - потрогайте ее сперва; ес- ли дверь холодная, можно осторожно открыть ее и направиться к выходу, горит не за ней;
- при сильном задымлении путь к выходу придется проделать ползком и на ощупь (внизу, у пола, дыма меньше), - планы всех помещений должны на- дежно удерживаться в вашей памяти;
- задачу пробиться с клиентом к выходу сильно облегчат обычные фильтрующие противогазы, - они защитят глаза и органы дыхания не только от дыма, но и от ядовитых газов, которые образуются при горении совре- менных отделочных материалов;
- уводите клиента от огня и дыма вниз, ни в коем случае не вверх;
- не пытайтесь пользоваться для спуска вниз лифтом, - ввиду особен- ностей задействованной электроники он может автоматически остановиться на этаже, охваченном огнем;
- на лестнице оберегайте клиента от причинения непреднамеренного вре- да в панике, охватившей других людей;
- если есть возможность выбора, двигайтесь навстречу сквозняку или ветру;
- если дверь, за которой лежит путь к выходу, раскалена, не пытайтесь открыть ее, ибо впустите таким образом огонь;
- в этой ситуации дожидайтесь прибытия пожарных и эвакуации вас с клиентом через окно, которое необходимо пометить, свесив из него покры- вало или простыню; обозначьте свое местопребывание криком; если есть лоджия, стойте с клиентом в ней и зовите на помощь;
- позвоните еще раз в пожарную охрану, сообщите, где именно вы ждете помощи;
- во избежание задымления щель под дверью заложите мокрыми тряпками, а в ванну (если она не отрезана огнем) налейте воды;
- если в комнату все-таки просачивается дым, воспользуйтесь противо- газами и в крайнем случае приоткройте или слегка разбейте окно, - пол- ностью открывать (разбивать) нежелательно, так как возникнет дополни- тельная тяга дыма и пламени;
- попытайтесь покинуть помещение по пожарной лестнице либо по верев- ке, связанной из белья и одежды;
- прыгать из окон можно максимум со 2-го этажа, - если внизу нет кам- ней и торчащих предметов; посоветуйте клиенту перед прыжком сомкнуть зу- бы (дабы не прикусить язык) и приземляться на обе ступни полусогнутых в коленях ног, не на пятки и не на носки;
- смягчить приземление могут предметы, которые вы сбросите вниз: мат- рацы, подушки, одежда;
- дверь номера в современной гостинице рассчитана на сопротивление пламени не менее 1 часа;
- не приближайтесь с клиентом к огню на больших пожарах: при выгора- нии кислорода в пламени образуется пониженное давление, и туда устремля- ется снаружи масса воздуха, - вас может засосать в огонь;
- заранее продумайте, куда и каким маршрутом эвакуировать клиента, когда вы, наконец, выберетесь с ним из горящего здания.
На пожаровзрывоопасных производствах руководители (главные инженеры) часто проводят внезапные учения: безо всякого уведомления имитируют за- горание обычной дымовой шашкой. Затем отмечают, сколько времени потребо- валось персоналу на обнаружение 'загорания', через сколько минут прибыли пожарные, каковы были действия технологического персонала и пожарных по локализации и ликвидации 'пожара'. После учений проводят обстоятельный разбор с награждением лучших и штрафами для медлительных и неумелых ра- ботников. Проводите время от времени подобные учения, только пожарных вызывать (без особой договоренности) не нужно, иначе вас оштрафуют за ложный вызов.
Если при пожаре (при ДТП) на человеке загорелись волосы или одежда, первым делом опрокиньте его на пол, чтобы предотвратить распространение огня и снизить раздувание огня потоками воздуха. Затем либо попытайтесь сорвать горящую одежду, либосбейте пламя шапкой, пальто, полотенцем, ру- ками в кожаных перчатках. Окатите человека водой, засыпьте снегом, пока- тайте его по снегу или траве. Не теряйте на это время, если под рукой огнетушитель. Другой способ погасить пламя - лишить его доступа кислоро- да: накройте пострадавшего одеялом, пожарной асбестовой кошмой, плащ-па- латкой, но проследите, чтобы человек не задохнулся!