Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Глава 2.
Отношения с клиентом и его окружением
 
2.1. Поступление на работу
При устройстве на работу не начинайте разговор с вопроса: «А сколько вы платите?» Это сразу произведет нехорошее впечатление. Скорее всего, клиент в беседе сам назовет вам сумму. Лучше уточните, кого именно вы будете охранять: одного клиента, вдобавок его заместителя или к тому же членов семьи? Спросите, какой именно телохранитель требуется: водитель, секретарь, личный сопровождающий? Дайте клиенту выговориться и понаблю– дайте за ним.
Поинтересуйтесь, чего хочет клиент от своей охраны. Он получал ре– альные угрозы или ему пока только кажется, что он является лакомым кус– ком для рэкетиров, грабителей, воров, похитителей, киллеров? Или поводом для найма телохранителя служит стремление уберечь свои коммерческие сек– реты или интимные тайны? Бывалые телохранители заметили, что коротышки, толстяки, лысые, дряхлые и немощные клиенты очень любят попусту напус– кать на окружающих страх при помощи своих телохранителей. Выясните, в чем клиент считает себя уязвимым: мешает ли он кому-то в качестве удач– ливого бизнесмена, тревожит ли его заурядная зависть соседей по дому, опасается ли он шантажистов?
Клиент обычно лицо авторитетное, с немалыми познаниями и жизненным опытом. Тем не менее, настройтесь на то, что вы обнаружите совершенное его невежество в вопросах безопасности. Часто клиент, сам того не подоз– ревая, подставляется, провоцирует нечистых на руку людишек к нападению. Будьте готовы вежливо, аргументировано и настойчиво подавать клиенту со– веты, нацеленные на повышение уровня его безопасности.
Для лучшего выполнения своих обязанностей вы должны знать о своем хо– зяине все. Однако клиент, принимая вас на работу даже с наилучшими реко– мендациями, вовсе не склонен раскрыть душу. Часто телохранители обслужи– вают крупных предпринимателей и политиков, – людей, владеющих коммерчес– кими и государственными секретами. Не зная этих секретов, вы оказывае– тесь в ситуации, когда опасность может исходить от неведомого вам лица. Такую опасность упредить гораздо труднее, чем очевидную угрозу. Чем луч– ше вы распознаете опасности, угрожающие клиенту, тем лучше сумеете нала– дить его защиту. Попытайтесь убедить клиента в необходимости поделиться с вами своими страхами, сомнениями, предположениями: это в его же инте– ресах!
Вы многое поймете, поинтересовавшись условиями работы: сколько всего в команде телохранителей, есть ли ночные смены, выходные дни. Сколько времени в течение рабочего дня вам непосредственно предстоит охранять клиента и членов его семьи? Обычно телохранители заняты этим не более 20% своего рабочего времени, в остальные 80% они исполняют самые разно– образные обязанности. Еще больше вам скажет информация о снаряжении, ко– торое будет в вашем распоряжении: радиостанция, мобильный телефон, пейд– жер, холодное и огнестрельное оружие, бронежилет. Узнайте, придется ли вам носить из кабинета в кабинет документы, выгуливать собаку, гонять в ремонт машину, охранять чьи-то (не клиента) квартиры. Вас должно насто– рожить, если клиент предупредит о ваших частых командировках, но не объяснит их цели. Или если откажется ответить, какие именно грузы вам предстоит сопровождать.
Не принимайте решение в горячке, во время первой беседы. Попросите время подумать, – это вполне естественно. Проанализируйте все услышан– ное, прикиньте, подходит ли это вам. Попытайтесь ответить себе самому: зачем этому человеку телохранитель? Может, у человека затянувшаяся деп– рессия, когда кажется, что весь мир против него? На таком месте вы долго не продержитесь, но и серьезных опасностей не предвидится; возможно, придется играть роль психотерапевта, которому клиент сможет плакаться в жилетку. Но что, если клиент «кинул» на крупную сумму крутого мафиози и начинается война? Что, если вас хотят втянуть в сомнительные либо откро– венно криминальные махинации, как-то: сопровождение колонн фальсифициро– ванной водки, контрабанда, транспорт наркотиков, оружия или рэкет? Когда вы скажете «да» и ввяжетесь, вам объяснят, что хода назад нет: вы слиш– ком много знаете. Откажитесь от места, если клиент упорно скрывает ка– кие-то детали или пытается вас запутать.
2.2. Отношения с клиентом
С первой же встречи добивайтесь максимально доверительных отношений с хозяином. Вежливо, но настойчиво объясните ему, что его безопасность напрямую связана с вашей информированностью. Вы должны знать номера и серии документов клиента (паспорт, страховой полис, права…). Предс– тавьте себе хотя бы в общих чертах то дело, которым занимается ваш пат– рон. Выясните структуру его фирмы, численность подразделений, деловых партнеров и конкурентов. Вникните в криминогенную обстановку вокруг фир– мы.
Клиент должен рассказать вам не только о внешних опасностях, которые ему угрожают. Вы обязаны получить полное представление о здоровье того, кого охраняете. Вы должны знать, какие лекарственные препараты он упот– ребляет, какой пищи не переносит, каких напитков избегает. Важны все ме– лочи, – вплоть до наличия аллергических реакций на тополиный пух, бумаж– ную пыль или собачью шерсть. Желательно ознакомиться с медицинскими кар– точками клиента из поликлиник, узнать, по каким поводам ему приходилось лечиться стационарно.
Не собирайте подобную информацию тайком от клиента: это он воспримет, если узнает, как вторжение в личную жизнь или натуральный шпионаж, – и будет прав!
Не упустите из виду: человек, нуждающийся в охране, обычно весьма преуспел в жизни либо является близким родственником преуспевшего лица. Это означает, что от вас ожидают действий, которые обеспечат безопас– ность без изменения манеры поведения, распорядка дня, привычек и уж тем более образа жизни. С точки зрения безопасности личное посещение вашим клиентом рабочих мест подчиненных ему сотрудников может быть недопусти– мым, однако для успешного руководства это порой необходимо, не случайно один из популярных методов управления называется МХП – «метод хождения повсюду». Если вы оцениваете угрозу вашему клиенту как серьезную, поста– райтесь убедить его отправлять на рабочие места своего заместителя, либо планируйте свои охранные мероприятия с учетом излишней, как вам кажется, «публичности» клиента.
Обследуйте все помещения квартиры, офиса, гаража и дачи. Соберите с помощью клиента или главы охранной команды всю формальную информацию, какую возможно: распорядок дня и привычки членов семьи и ближайших сот– рудников, маршруты их передвижений, круг людей, имеющих доступ в кварти– ру, в гараж, на дачу и в офис.
Проанализируйте эту информацию, сконцентрируйтесь на важнейших, узло– вых ее частях и определите моменты, когда хозяина может подстерегать максимальная опасность. Помните, что можно стать жертвой самообмана, ес– ли чрезмерно увлечься фактами, работающими на ваши предположения и при этом недооценить факты, говорящие против. Учитесь отыскивать опасные мо– менты интуитивно.
Начните последовательную борьбу с этими моментами. Доказывайте, что лучше ездить через перекресток со светофорами, чем через нерегулируемый перекресток. Доказывайте, что лучше по возможности отказаться от посеще– ния массовых мероприятий. Доказывайте, что балкон лучше застеклить, а окна зарешетить. Доказывайте, что заземленные электророзетки лучше обыч– ных.
Телохранитель должен знать, как реагирует клиент на дурные новости, на угрозы, на реальную опасность, на боль, на алкоголь, как он радуется, как гневается и так далее. Определите его темперамент. Напористый в пе– реговорах, не терпящий возражений в повседневной жизни, клиент может со– вершенно растеряться в критических обстоятельствах.
Знание вами группы крови и резус-фактора клиента может в сложной си– туации сохранить ему жизнь. Телохранитель должен знать содержание домаш– ней, автомобильной и офисной аптечки клиента, а также назначение храня– щихся там лекарств (позаботьтесь заодно, чтобы рядом с аптечкой лежало пособие по оказанию первой помощи).
Знайте меру в проявлении инициативы: не предпринимайте рискованных шагов без согласования с клиентом. Одновременно попытайтесь убедить кли– ента, что вы в первую очередь телохранитель, а уж затем курьер, мажор– дом, партнер для игры в теннис и так далее. В отличие от вас, профессио– нала, клиент не пребывает постоянно в «желтой» тревоге, не может распоз– нать угрожающих признаков. Это важный момент: когда под рукой нет нико– го, кто мог бы сходить за пивом, ищущий взор клиента падает на телохра– нителя. Разведка противника быстро установит, что ваш клиент то и дело отсылает свою охрану.
Договоритесь с клиентом, чтобы вас ставили в известность о случаях переукрывания материальных ценностей и секретной информации, иначе воз– никнет ситуация, когда вы будете уделять повышенное внимание комнате, в которой давно не осталось ничего ценного, а нужное помещение останется без присмотра.
Обучите клиента действиям в критических ситуациях: при поджоге офиса или квартиры, при нападении на перекрестке и в подъезде, как уйти от разъяренной толпы на митинге, как эвакуироваться с окруженной противни– ком дачи… Что клиенту делать, если у нападающего в руке нож, дубина, пистолет? Куда, как и когда клиент должен упасть на пол? Убедите клиен– та, что все эти действия необходимо не только обговорить, но отработать хотя бы несколько раз и время от времени освежать в памяти, чтобы перед лицом реальной опасности не растеряться и не звать на помощь маму.
Порой решение о найме телохранителя выносится коллективно и против воли клиента. Например, совет директоров компании решает нанять телохра– нителя своему председателю, а тот отнекивается и отмахивается. Вам при– дется вести себя так, чтобы клиент понял: рядом с ним не бездельник, а профессионал, выполняющий очень нужную работу.
2.3. Отношения с сотрудниками клиента
Работа телохранителя имеет много сходных черт с деятельностью контрразведчика. Даже если дела клиента идут вполне благополучно, исхо– дите из того, что в окружение клиента внедрен шпион неизвестного вам противника; эффект от шпионской деятельности может проявиться нескоро. Итак, под подозрением все окружение сразу. В этом нет ничего необычного: в бизнесе и политике предательство, к сожалению, слишком частое явление. У каждой третьей крупной фирмы есть основания считать, что она является объектом промышленного шпионажа. По зарубежным данным, свыше половины краж информации относится к сведениям о новых продуктах, около Уз – све– дения о технологии, каждая десятая кража приходится на исследовательские разработки.
Клиент, в конце концов, может опасаться (и часто не без оснований), что плотная охрана сократит его реальные возможности управления капита– лом, а это сыграет на руку карьеристам из ближайшего окружения клиента: «Старик давно не появляется на людях… «, «Старик превратился в музей– ный экспонат, ему пора в отставку… «, «Служащие забыли, кто им платит деньги…» Нужно верно оценить вероятность опасности, чтобы предпринима– емые вами меры были ей адекватны (не чересчур избыточны) и не повредили карьере клиента. Иначе получится, как в поговорке: одно лечим, другое калечим.
Изучите, если вам предоставят такую возможность, личные дела сотруд– ников клиента, в первую очередь ближайших. Наблюдайте за их поведением. Вы можете ничего не смыслить в узких проблемах, которые обсуждает клиент с подчиненными, но манера беседовать, мимика, позы, жестикуляция кое о чем расскажут. Поинтересуйтесь их родными и близкими, отследите, нет ли здесь связей с криминальным миром. Информация, которой пользуются прес– тупники при наездах, добывается чаще всего именно таким путем: «А вы знаете, где мой зять работает? А вы знаете, какими мешками его шеф деньги ворочает?»
Особое подозрение вызывает появление в окружении клиента новых людей. Наедине с клиентом попытайтесь выяснить, чем новички заслужили его дове– рие, откуда прибыли, где проживают и работают, имеют ли в данной мест– ности родственников и друзей. Все эти данные нужно проверить, – возмож– но, они являются всего-навсего легендой, созданной для внедрения.
Возможно, противник желает с помощью своего человека добывать инфор– мацию о деятельности вашего клиента и его организации. Такой человек станет прислушиваться к разговорам, не имеющим к нему прямого отношения, попытается снять копии с документов, установить подслушивающие уст– ройства либо попробует добиться от вашего клиента решения, в котором за– интересован противник.
Охраняя шефа, вы можете обнаружить чей-то интерес не к нему, а к ко– му-то из приближенных: возможно, ведется разработка его с целью вербов– ки. Держите под особым вниманием тех сотрудников, которые играют на то– тализаторе, в казино, содержат дорогих любовниц (любовников), алкоголи– ков, наркоманов, – словом, всех, кто постоянно нуждается в деньгах. За– ведите себе реестр, куда вносите имена несогласных со стратегией клиен– та, а также имена обиженных неудачников: например, заместитель рассчиты– вал занять место начальника отдела, но ваш шеф поставил на эту должность другого. Эти люди наиболее пригодны для вербовки.
Учтите, что личность активная в периоды неудач склонна к расширению круга общения и представляет собой легкую добычу для наводчика или вер– бовщика. Вербовка облегчается при наличии у человека мстительности, ро– мантизма, гордыни, властолюбия, завышенной самооценки, алчности, трусос– ти, национализма, любви к детям, страстности (в отношении к женщине или коллекционированию чего-либо), жалостливости, любви к роскоши, алкого– лизма, наркомании, любви к азартным играм (охоте, драгоценным камням, золоту, путешествиям и другим дорогим удовольствиям), развратности. Именно эти качества отыскивают в людях вербовщики!
Появление очередного интимного партнера клиента не может радовать те– лохранителя. Отслеживайте фазу знакомства, – если, конечно, оно происхо– дит у вас на глазах. Случайно ли знакомство, а если нет, то какой инте– рес преследует новый интимный партнер? Возможно, он просто желает при– биться к хорошей жизни. Иногда можно допустить, что ему очень нравится ваш клиент. Если интимный партнер «подброшен» из вражеского лагеря, он может решать различные задачи. Проще всего заподозрить очередную пассию хозяина в намерении похитить информацию. Однако вероятен и другой вари– ант: засланный сексуальный партнер попытается в минуты близости вложить в голову клиента идеи, выгодные команде противника.
Возможна и другая цель: последующий шантаж клиента обстоятельствами интимной связи. Не исключено предъявление писем, видео-, аудио – и фото– документов, угроза обвинения вашего клиента в изнасиловании. Кстати, для шантажа необязательно забрасывать сексапилок «в тыл врага»: достаточно установить скрытую камеру в квартире постоянной любовницы вашего клиен– та.
Потенциальный интим-партнер может появиться в образе массажиста, док– тора, страхового агента, учителя ребенка клиента и так далее. Его целью может быть даже заражение клиента, – вообразите себе ситуацию, если речь идет о вирусе иммунодефицита!
Не менее тревожно, когда новые партнеры по постели появляются у бли– жайших сподвижников клиента. Вам за ними сложнее приглядывать, а задачи у них могут быть те же самые. Вероятность появления новых партнеров воз– растает, когда команда клиента находится на выезде: курорт, командиров– ка. Если вам удастся засекретить маршрут предстоящей поездки, то новые партнеры окажутся, скорее всего, просто «бойцами большого секса».
Еще более опасен человек, который внедрился в окружение клиента в ка– честве напарника и специалиста по плотским утехам. На почве совместных оргий завязываются тесные отношения, которые могут перерасти в подобие дружбы.
Вообще падкий на красивых женщин клиент доставит вам немало хлопот. Вряд ли он будет доволен, если вы в многолюдном месте оттесните от него хорошенькую девчонку. Объясните клиенту, что эта девчонка может иметь поручение внедриться в ближайшее окружение и даже убить вашего клиента. Неприятелю нетрудно найти подходящий для таких операций человеческий ма– териал в среде наркоманов.
Нелишне знать, что снижает половое возбуждение настойка ковыля и мно– гие лекарства: спиронолактон, допегит, варапамил, пробантин, метронида– зол… Однако никакие препараты не помогут, если противник сумеет завер– бовать любовницу вашего шефа. Вообще половые партнеры шефа и его окруже– ния могут представлять колоссальную угрозу для фирмы и использоваться в сложнейших комбинациях.
Точно так может обернуться безобидная просьба передать какой-то пред– мет: вам могут подсунуть наркотики, взрывчатку, краденые вещи и затем либо наведут на вас правоохранительные органы, либо затеют шантаж. Взрыв «Боинга» над Локкерби в 1988 году произошел оттого, что стюардесса усту– пила просьбе своего друга передать кому-то в Нью-Йорке новый кассетный магнитофон в упаковке. Магнитофон содержал в себе мину замедленного действия. При слабом контроле за посторонними вещественное доказа– тельство убийства или те же наркотики могут подсунуть вашему шефу так, что он не заметит.
Убедите клиента приобрести оборудование для записи всех разговоров по служебным телефонам на магнитную ленту. Прослушать все такие записи обычно физически невозможно, да и не нужно; достаточно выборочного прос– лушивания. К этим записям вы обратитесь, когда усилится подозрение о том, что в офисе орудует, к примеру, шпион. Подобная практика применяет– ся во многих организациях и имела место еще в советские времена. Сотруд– ники нередко возражают против такого тотального контроля; напомните им, что свои личные дела они могут обговаривать по домашнему телефону в сво– бодное от работы время.
2.4. Отношения с родственниками клиента
Они могут серьезно осложнять вашу работу. Среди родни часто встреча– ются избалованные, плохо управляемые люди, в том числе лоботрясы, нарко– маны и пропойцы, которых содержит клиент. Те, другие и третьи опасны тем, что их цели не совпадают с целями большинства нормальных людей. Нормальный человек стремится заработать, эти – стремятся получить даром. Обилие свободного времени и отсутствие нужды заботиться о хлебе насущном толкают их на всевозможные авантюры, интриги, заговоры. Родственники бо– лее прочих способны создавать ситуации, парализующие деятельность личной охраны. В таком случае немедленно известите клиента, что вам не дают ра– ботать, и убедите его принять выработанные вами меры, – вплоть до найма отдельного телохранителя для распутного сына или отдельного проживания семьи дочери с зятем-наркоманом.
Однако не позволяйте впутать себя в личную жизнь клиента: от телохра– нителя заметно меньше проку, когда он находится во власти чувств, да еще пытается играть сольную партию в семейной интриге.
В семейном бизнесе близкие родичи могут нести прямую угрозу клиенту: им может казаться, что распределение прибылей производится несправедли– во, а клиент при этом занимает непримиримую позицию, отказываясь повы– сить долю брата или племянника. Не оставляйте родню без ненавязчивого присмотра; не успокаивайтесь тем, что родственник – близкий человек и не способен якобы на преступление.
2.5. Отношения с прессой
Виноваты ли фотографы-папарацци в гибели принцессы Дианы и с нею еще двух человек? Вряд ли когда-либо удастся доказать их прямую вину. Нельзя запретить человеку фотографировать офис или дом клиента, а также всех, кто туда заходит и оттуда выходит. Удирать от журналистов с риском для жизни – поразительная глупость, вызванная кокетством. Есть особы, кото– рые ненавидят журналистов на словах, а на самом деле не могут и дня без них прожить; их отношения с журналистами являются игрой, при чрезмерном увлечении которой возможен трагический исход. Если клиент устраивает пресс-конференцию, в ходе которой оскорбляет журналистов, – это менее опасная разновидность подобной игры. Возможно, клиент считает, что имидж «гонителя» прессы сослужит ему добрую службу в ходе предвыборной кампа– нии или в бизнесе. Как бы там ни было, ваши отношения с представителями прессы должны быть цивилизованными, – это в интересах клиента. Помогите фотографам занять удобные позиции, чтобы сфотографировать клиента и его близких, – это лучше, чем взвинченные люди с фотокамерами, которые под– карауливают клиента в самых неожиданных местах и отвлекают на себя вни– мание охраны. Помните, что журналисту, как и вам, нужно кормить семью.
Хорошие отношения с журналистами дадут вам возможность прибегнуть в случае нужды к их помощи: это люди наблюдательные, часто снимающие про– исходящее на пленку. Чье-то странное поведение в толпе можно разгадать, если увидеть его с другой точки зрения, не вашими глазами, а чужими или посредством видео – или фотообъектива.
Журналист действительно опасен, если он не тот, за кого себя выдает. Под личиной журналиста противник может подослать кого угодно: от терро– риста до интим-партнера. Проверяйте документы у всех посетителей, а за– тем справляйтесь в редакциях, действительно ли там работает такой-то. Однако помните: у вас нет права проверки документов на открытом меропри– ятии, – митинге, шествии, молебне…