Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
4. БАЗОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНИКИ СКОРОСТНОЙ СТРЕЛЬБЫ
 
В технике скоростной стрельбы по методике специальной огневой подготовки можно выделить два основных этапа:
- скоростная стрельба на основе двигательных навыков;
- скоростная стрельба на основе развитых навыков чувственного восприятия.
Это деление достаточно условное и определяет, скорее, последовательность освоения техники скоростной стрельбы, основные акценты на различных этапах. На первом этапе основной акцент ставится на формирование двигательных навыков управления оружием, отработку их до рефлекторного уровня. На этом этапе элементы техники анализа собственных ощущений, внутреннего состояния организма используются в качестве вспомогательного средства, ускоряющего процесс выработки двигательных навыков скоростной стрельбы. Реализация второго этапа осуществляется во взаимодействии с методиками, развивающими чувственное восприятие, навыки управления состоянием своего организма. Вырабатываемые в рамках этих методик навыки чувственного восприятия окружающей обстановки в специальной огневой подготовке используются для управления оружием без визуального контроля, а также для поиска и классификации целей в сложной обстановке, при ограниченной видимости или ее полном отсутствии. Кроме того, на втором этапе завершается формирование специфичного навыка - 'чувства оружия'. Этот навык позволяет стрелку с высокой вероятностью интуитивно на подсознательном уровне прогнозировать положение точки попадания еще до выстрела. Образно говоря, это чувство делает видимым для стрелка траекторию полета пули. На первом этапе подготовки чувство оружия формируется через мышечные ощущения в основной стойке, при контроле точности приведения в стойку и работает в основном в звене 'тело-оружие'. По мере овладения техникой скоростной стрельбы чувство оружия проявляется в звене 'стрелок-оружие-цель'. На втором этапе по мере совершенствования навыков чувственного восприятия и чувства оружия из этой схемы постепенно исключается 'тело' и контроль осуществляется непосредственно в звене 'оружие - цель'. Выход на этот уровень позволяет отказаться от жестких требований соблюдения основной стойки, необходимых на первом этапе, вести эффективный огонь из сложных динамичных положений - в прыжке, кувырке, падении, на бегу и т. п. Однако формирование чувства оружия невозможно без полного освоения первого этапа.
Данный раздел как раз и посвящен описанию базовых элементов техники скоростной стрельбы на основе физических навыков.


4.5. ОБНАРУЖЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕЛЕЙ
Говоря об обнаружении целей и их классификации, мы имеем в виду в первую очередь процесс получения визуальной информации о цели, оценки этой информации и принятия решения о том, к какой классификационной группе следует отнести цель. Поэтому нелишне будет напомнить о некоторых особенностях человеческого глаза и восприятия им информации.
Механизм восприятия окружающей действительности в зрительных образах можно описать следующим образом:
- окружающие объекты воспринимаются всем полем сетчатки с достаточно большой глубиной резко изображаемого пространства в серой гамме с невысокой четкостью изображения;
- для уточнения информации об отдельном объекте из воспринятой совокупности глаз поворачивается таким образом, чтобы объект оказался на оптической оси, и фокусируется за счет изменения кри-
Следует также отметить два обстоятельства:
1) при обработке зрительным центром головного мозга информации от рецепторов сетчатки приоритетом пользуется информация от 'желтого пятна';
2) угол поля зрения по периферийным участкам сетчатки составляет до 120°, а при отсутствии фокусировки на какой-то конкретный объект ('рассеянный взгляд') - до 150° по горизонтали. По 'желтому пятну' этот угол не превышает 10-15°.
Таким образом, 'рассеянный взгляд' позволяет фиксировать объекты (особенно подвижные) в секторе до 150° при минимуме информации о них, 'концентрированный взгляд' позволяет получить максимум визуальной информации об объектах в секторе не более 10-15°. Рассматривая в первой главе условия ведения ближнего боя, мы говорили о том, что залогом успеха в нем является контроль как можно большего пространства, поскольку появление противника возможно на дальности эффективного воздействия его оружия практически с любого направления или как минимум (при действиях в составе группы) в секторе, близком к 180°. Исходя из предпосылки о том, что борьбу придется вести с противником, близким по уровню подготовки, способным вести огонь со скорострельностью до 2 выстрелов в секунду, сектор должен просматриваться как минимум 2-3 раза в секунду. При съеме информации через 'желтое пятно' понадобится разворот глаз на угол порядка 150-160° 2-3 раза в секунду (это без учета аккомодации при осмотре разноудаленных объектов). Говорить о возможности сколько-нибудь длительной работы в подобном режиме не приходится. (Желающим убедиться в этом предлагается простое упражнение: в течение 10 сек. 10 раз попеременно посмотреть на два объекта, расположенных на расстоянии 5-15 м подуглом около 120°). Оптимальным решением является использование для наблюдения периферийной зоны сетчатки или периферийного зрения. В этом режиме несколько теряются возможности детализации объектов, однако значительно возрастает глубина резко просматриваемого пространства и угол поля зрения. Он составляет до 140-150° при фиксированном взгляде, а в сочетании с небольшими, малозаметными перемещениями позволяет довести просматриваемый сектор до 270-300°.
Техника этого способа наблюдения достаточно проста, однако требует определенных навыков. Наблюдатель направляет взгляд вперед подуглом 15-20° к горизонту, не фокусируя его на конкретном объекте, глядя 'рассеянным взглядом'. При этом достаточно резко просматриваются все объекты от 3-5 метров до бесконечности. Четкость изображения на границах наблюдаемого сектора несколько ниже, чем в центральной части, однако ее вполне достаточно, чтобы фиксировать любое движение, любое изменение обстановки. Самым трудным моментом при проведении тренировки в наблюдении описанным способом является преодоление рефлекторной реакции фокусировки зрения. При изменении обстановки глаза бессознательно фокусируются на раздражителе, мы 'бросаем взгляд' на источник возмущения, стремясь собрать о нем максимум информации для того, чтобы решить, как реагировать на изменение обстановки. В ходе тренировок желательно добиться того, чтобы эта реакция стала управляемой либо была преодолена, поскольку, как уже говорилось выше, для своевременного реагирования на изменения обстановки время детального осмотра и, соответственно, концентрации зрения на отдельном объекте не должно превышать 0,2-0,3 сек. (в сумме со средним временем мышечной реакции 0,2 сек. это составит 0,4-0,5 сек. - меньше или равно интервалу между выстрелами в 0,5 сек., соответствующему темпу стрельбы 2 выстр./сек.).
Основным классификационным признаком, как принято в общей тактике, является степень угрозы со стороны цели - ущерб, который она может нанести своими огневыми средствами. Однако деление целей на важные и опасные в зависимости от дальности до них [8] в ус-
ловиях ближнего боя теряет смысл. В первом разделе мы говорили -для ближнего боя характерно, что дистанции обнаружения целей, как правило, существенно меньше их дальности действительного огня, т. е. в условиях ближнего боя все цели являются опасными. Расширяется перечень классификационных признаков - важными факторами становятся не только тип оружия, имеющегося у противника, но и его положение, степень готовности к открытию огня и даже уровень индивидуальной подготовки при столкновении с известным противником. Суче-том этого целесообразно делить цели на первоочередные и последующие. В первую очередь в противостоящей группе должны уничтожаться цели, представляющие собой наибольшую угрозу: изготовившиеся для стрельбы или ведущие огонь, вооруженные автоматическим оружием, снайперы и т. п. Кроме того, при огневом контакте в населенном пункте возможно присутствие посторонних людей, поражение которых нежелательно. Они должны быть исключены из последовательности поражения, но не сняты с контроля и оценки в ходе огневого контакта (среди этих людей могут оказаться замаскированные члены противостоящей группы, включающиеся в огневой контакт после его начала).
Таким образом, для успешного ведения огневого контакта в условиях ближнего боя необходимо постоянно контролировать пространство в максимально возможном секторе, оценивая опасность целей и очередность их поражения как до начала огневого контакта, так и в его ходе. Решению этой задачи и служат описанные в этом пункте способы наблюдения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

1.1. ПРИВЕДЕНИЕ В ИЗГОТОВКУ ДЛЯ СТРЕЛЬБЫ С БЕДРА
Цель: мишень ? 8, или спортивная основная ? 1, или ? 1 сп укреплена на высоте 1,8 м от пола.
Исходное положение: гимнастическая стойка с оружием в кобуре на расстоянии 1 м от мишени.
Порядок выполнения упражнения.
Обучаемый стоит перед мишенью. По команде 'Огонь' правая рука накладывается на кобуру средней фалангой мизинца под ремешок-застежку. Одновременно движением таза вправо вверх кобура с оружием движется навстречу движению руки, что в сочетании с проворотом кисти по плоскости кобуры обеспечивает выведение из зацепления ремешка-застежки (рис. 1а).
Большой палец вводится под клапан кобуры, таз начинает двигаться вниз, кисть руки остается неподвижной относительно земли. При этом средним или безымянным пальцем через вырез кобуры подхватывается рукоять пистолета и кобура стягивается с него (рис. 1б). С выходом рукояти из кобуры она охватывается всеми пальцами, большим пальцем флажок предохранителя сдвигается вниз (рис. 1в). Движением плеча вниз предплечье разворачивается вокруг точки контакта с бедром и переводится в горизонтальное положение, а проекция вектора силы тяжести приводится в центр опорной площадки. Таким образом занимается исходное положение для стрельбы от бедра: ноги на ширине плеч; ступни параллельны; колени слегка согнуты; таз опущен; плечи развернуты; правое предплечье опирается о бедро в горизонтальном положении; кисть плотно, но без напряжения удерживает оружие таким образом, чтобы ствол был параллельным оси предплечья.

Завершающим элементом упражнения является 'нашагивание' на мишень в исходном положении для стрельбы до касания стволом оружия мишени. По отметкам ствола после многократного повторения упражнения определяется 'нулевой уровень' (горизонт оружия) для каждого обучаемого.



Источник : http://www.pistoletchik.ru