На главную   Содержание   Следующая
 
Судьба фарфоровых садовых гномов на загородных виллах Франции
 
ВРЕМЯ от времени - начиная с 1996 года - французские газеты пишут о Фронте Освобождения Садовых Гномов (сокращенно - ФОСГ). В богатом районе близ города Алансон неизвестные похитили с усадебных лужаек несколько десятков гномов. Было совершенно непонятно, кому и зачем понадобились или, наоборот, помешали фарфоровые статуэтки. Через некоторое время полиция обнаружила всех этих гномов в соседнем лесу. А еще через некоторое время в полицию позвонил неизвестный и сообщил, что похищение совершено Фронтом Освобождения Садовых Гномов. (Впоследствии террористы, по примеру Фантомаса, оставляли на месте преступления визитные карточки.) Позвонивший сказал, что его организация похищает гномов не с какими-то низкими целями - не требует за них выкупа, не уничтожает их. Она их освобождает. Гномов увозят в укромное место, немного их перекрашивают (по словам садовых террористов, придают им естественный вид) и оставляют жить в ближайшем лесу.

Так что членов ФОСГ можно привлечь к суду разве что за мелкое хулиганство.

Наверное, эта история осталась бы информационным курьезом, если бы подобное не стало происходить и в других городах и районах Франции - сначала на северо-востоке, а потом и на юге. Садовые гномы северо-востока - в частности, Эльзаса - подверглись "освобождению" первыми, потому что там их было особенно много: мода на гномов пришла туда из соседней Германии - страны, знаменитой своим кичем. (Слово, кстати, немецкого происхождения. Кич - это и безвкусно-сентиментальные сердечки, и открытки с целующимися голубками, и плохие репродукции "Джоконды" на дешевых кулонах, и надписи типа "жду ответа, как соловей лета" и т. д.) Мода на садовых гномов возникла в Германии приблизительно 130 лет назад. Когда же к власти пришли фашисты и производство всякого кича запретили, фирмы - изготовители гномов перекочевали на юг Франции, в свободную зону, а после войны и в Австрию, где начался настоящий бум изделий из фарфора и глины для садовых лужаек - домиков, водяных и ветряных мельниц, лодочек, искусственных маленьких озер, мостиков и замков.

Таким образом, Фронт Освобождения Садовых Гномов по большому счету борется против кича во Франции.

Впрочем, название Фронта говорит о пародийности этой нелегальной организации - фронтов по освобождению чего-либо известно множество. Фронт Освобождения Корсики - Исторический канал, Фронты Освобождения каких-то территорий в каких-то странах, Ассоциации по Защите Животных от Людей или Людей от Животных, Союз Спасения Вогезского Волка (ССВВ), Фронт Спасения Еще Чего-нибудь...

Социологи, изучавшие этот вопрос, не без оснований усматривали тут даже некий политический аспект. По их мнению, это одна из форм протеста против деятельности настоящих подпольных экстремистских организаций, которые действительно способны держать в страхе целые районы в Европе. Насмешка, в частности пародия, - одно из самых действенных средств борьбы с такими организациями. Пародийность проявляется и в структуре Фронта.

Ее руководитель скрывается под псевдонимом Проф (так зовут одного из гномов в сказке о Белоснежке), а идейный вдохновитель - женщина по прозванию Муза Террористов. Похитители давали интервью, скрываясь под масками, как, например, корсиканские сепаратисты.

По их рассказам, заключительный этап освобождения гномов представлял собой тайную церемонию в лесу ночью у костра, при свете факелов и бенгальских огней - дважды пародийная церемония, так как восходит к пародийным мессам средневековых вагантов. Кстати, ФОСГ придумали тоже студенты, которым, как говорил руководитель организации, надоело смотреть на пошлые фигурки несчастных гномов, страдающих под дождем.

"Садовые террористы" рассматривали их спасение как забаву или шутку и были очень удивлены тем, что у них нашлись последователи.

Но вот два года назад в городе Бетюн (департамент Па-де-Кале) полиция обнаружила 182 фарфоровых гнома в гараже. Владевших ими четырех молодых людей приговорили к штрафу в 3000 франков, к двум месяцам тюрьмы условно и на всякий случай отобрали водительские права. В сущности, они поплатились за то, что нарушили основные принципы Фронта Освобождения Садовых Гномов: не отпустили их в лесу, а держали в гараже, лишив даже той относительной свободы, которой те пользовались на лужайках вилл.

Руководители и вдохновители Фронта Освобождения Садовых Гномов поспешили отмежеваться от деятельности экстремистов. Начались традиционные для таких организаций внутренние разногласия, которые в итоге привели к развалу Фронта.

Владельцы фарфоровых гномов требовали суровых мер против "садовых террористов". Остальные получали удовольствие. Порадовались и те, кто изготовляет и продает гномов: лучшую рекламу придумать трудно. За последние четыре года сбыт гномов во Франции увеличился в пять раз. Но едва ли деятельность Фронта направляется рукой толстосумов, скорее всего это просто совпадение.

Эта история наверняка привлекла бы внимание одного французского писателя, к сожалению, покойного - Жюля Ромена, автора двадцатисемитомного романа "Люди доброй воли" и литературно-философской концепции "унанимизма". По мысли Ромена, когда люди, собравшись вместе, вдруг ощущают душевное единство, - проявляется "душа толпы".

Единодушными порывами людей он пытался объяснить и демонстрации протеста, и начало революций и войн, и возникновение крупных промышленных объединений и политических партий, и "русский бунт"... В появлении Фронта Освобождения Садовых Гномов Жюль Ромен наверняка бы нашел подтверждение своим соображениям, тем более что нечто подобное уже было описано в его романе "Приятели".




Никита Сарников

Париж
Опубликовано в Независимой газете от 26.02.2000
Оригинал: http://saturday.ng.ru/time/2000-02-26/2_fosg.html